Валерий Миронов появился на свет в городе Гжатске Смоленской области (ныне Гагарин) буквально через дорогу от дома, где семь лет спустя родился первый космонавт планеты. И его отец Павел Леонидович, шофер — профессия по тем временам редкая и модная, — и мать Антонина Александровна, директор детского сада — были коммунисты ленинского призыва. Но сына крестили, потому как Благовещенье.
В 1941 году Валерий окончил семилетку. Отец ушел на фронт, а 14-летний Валерий, пока отец воевал, совершал свои подвиги в войну. Днем работал жестянщиком на военном заводе, через год освоил профессию токаря-универсала. А по ночам дежурил на московских крышах, ловил зажигательные бомбы.
Самое удивительное, что при этом он еще и участвовал в заводской художественной самодеятельности. Пел — у него был абсолютный слух и прекрасный тенор, — танцевал, актерствовал. А еще в придачу занимался в секции бокса у легендарного Константина Градополова и даже выиграл первенство Москвы среди юношей в легком весе (он всегда был худощав и небольшого роста).
В 1943 году он по настоянию заводского начальства вернулся в школу и окончил девятилетку вместе с Победой. Казалось бы, путь ему был в инженеры или в военные, но дворовые друзья уговорили его поступить в Экспериментально-театральную студию знаменитого балетмейстера Ростислава Захарова, постановщика «Бахчисарайского фонтана» и апологета драмбалета.
Казалось бы, 17 лет — слишком поздний возраст для балетных штудий. Но Валерий делал поразительные успехи и за год студийных занятий настолько вырос, что в 1946 году поступил в класс повышения квалификации Московского хореографического училища. Здесь он продолжил учебу в классе Ростислава Захарова, а его постоянной партнершей стала москвичка Лидия Ряженова.
Год спустя по окончании училища их обоих распределили в Ташкент, в Большой театр УзССР имени Алишера Навои. Выдали подъемные, усадили в поезд, но тут, как вспоминала позднее в разговоре со мной Лидия Ряженова, им попался журнал с фотографией Большого театра БССР. Творение архитектора Лангбарда настолько их впечатлило, что они сошли с поезда и попросили перераспределить их в Минск.
И надо же, так удачно сложилось, что распоряжением Комитета по делам искусств при Совете министров СССР от 30 августа 1947 года Миронов и Ряженова были направлены в распоряжение Большого театра БССР, а с 5 сентября зачислены солистами. И с тех пор вся их творческая жизнь — совместно и порознь — была связана с Беларусью.
— Миронов начинал в театре со вторых ролей. К примеру, танцевал па-де-труа в «Лебедином озере». И постепенно вводился в главные, — рассказывают в Большом театре. — Первой большой партией, которую Миронов станцевал на сцене театра, стал Вацлав в «Бахчисарайском фонтане». Зато после он 300 раз исполнил Зигфрида в «Лебедином озере»! Его руки называли волшебными, и все без исключения балерины любили с ним танцевать. Даже Нина Млодзинская, которая отличалась непростым характером…
Критиков особенно восхищал его дуэт с народной артисткой БССР Ириной Савельевой. Писали, что в их исполнительской манере много общего — «певучесть танцевальных линий, неразрывная связь пластики с музыкой, элегичность в адажио, уверенность в дуэтном танце», — хотя артисты принадлежали к разным школам. Миронов — к московской, Савельева — к ленинградской.
Миронов считался в театре прирожденным принцем, романтиком. Он станцевал принцев во всех трех балетах Чайковского. Он был самым изысканным кавалером в спектакле на музыку Штрауса «Голубой Дунай». Но не менее хорош он был и в национальных балетах («Князь-озеро» Золотарева, «Соловей» Крошнера, «Свет и тени» Генриха Вагнера), где он танцевал простых крестьянских парней.
«Искусство Миронова отличала убедительность в раскрытии внутреннего мира (по-белорусски «унутранага свету» — Ю.А.) персонажей, чистота и легкость исполнения, высокая техника дуэтного танца», — писала доктор искусствоведения Юлия Чурко.
В 1966 году Валерий Миронов был удостоен почетного звания народного артиста БССР.
Примечательно, что параллельно с артистической карьерой уже в 1949 году он стал преподавать в Минском хореографическом училище.
— Валерий Павлович Миронов вел дуэтный танец, — вспоминает Виктор Саркисьян. — Он и педагог, и танцовщик был очень светлый, и партнер абсолютно надежный. Балерины про него говорили: «С ним как у Христа за пазухой».
В хореографическом училище он работал почти тридцать лет. Педагогика стала для него поддержкой и опорой, когда настала пора покидать сцену — а в те годы у танцовщиков это происходил гораздо раньше, чем сейчас.
В 1969 году Миронов окончательно распростился с сольной карьерой танцовщика, но сцена не отпускала его. С 1971 по 1999 год он работал в Большом театре артистом миманса.
— Бывшие артисты балета считаются самыми лучшими кандидатами на работу в театре, — говорит народный артист БССР Юрий Троян. — Потому что они привыкли работать, они привыкли к расписанию, они очень организованы, они трудолюбивы. Практически весь миманс состоит из бывших артистов балета.
Валерий Павлович Миронов ушел из жизни 27 июля 2008 года. К сожалению, искусство его сохранилось лишь на фотографиях и в уходящей памяти современников. Но имя его навсегда вписано в анналы белорусского искусства.
«Лебединое озеро». Зигфрид - Валерий Миронов. Постановка 1948 года |
Валерий Миронов в роли Солора («Баядерка» Л. Минкуса) |
Фото Большого театра Беларуси