Принц, танцовщик, воин: 95 лет со дня рождения народного артиста БССР Валерия Миронова

Валерий Миронов появился на свет в городе Гжатске Смоленской области (ныне Гагарин) буквально через дорогу от дома, где семь лет спустя родился первый космонавт планеты. И его отец Павел Леонидович, шофер — профессия по тем временам редкая и модная, — и мать Антонина Александровна, директор детского сада — были коммунисты ленинского призыва. Но сына крестили, потому как Благовещенье.

Валерий Миронов во время войны
Валерий Миронов в спектакле Лебединое озеро с Ниной Давыденко Валерий Миронов и Алевтина Корзенкова в спектакле «Голубой Дунай»
Валерий Миронов и Клара Малышева в спектакле «Дон Кихот». Из архива Нателлы Дадишкилиани
Валерий Миронов и Лидия Ряженова в спектакле «Дон Кихот» ГАБТ РБ, 1948
Валерий Миронов
Валерий Миронов и Лидия Ряженова в спектакле «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Лидия Ряженова и Валерий Миронов в спектакле «Лебединое озеро»

В 1941 году Валерий окончил семилетку. Отец ушел на фронт, а 14-летний Валерий, пока отец воевал, совершал свои подвиги в войну. Днем работал жестянщиком на военном заводе, через год освоил профессию токаря-универсала. А по ночам дежурил на московских крышах, ловил зажигательные бомбы.

Самое удивительное, что при этом он еще и участвовал в заводской художественной самодеятельности.  Пел — у него был абсолютный слух и прекрасный тенор, — танцевал, актерствовал. А еще в придачу занимался в секции бокса у легендарного Константина Градополова и даже выиграл первенство Москвы среди юношей в легком весе (он всегда был худощав и небольшого роста).

В 1943 году он по настоянию заводского начальства вернулся в школу и окончил девятилетку вместе с Победой. Казалось бы, путь ему был в инженеры или в военные, но дворовые друзья уговорили его поступить в Экспериментально-театральную студию знаменитого балетмейстера Ростислава Захарова, постановщика «Бахчисарайского фонтана» и апологета драмбалета.

Казалось бы, 17 лет — слишком поздний возраст для балетных штудий. Но Валерий делал поразительные успехи и за год студийных занятий настолько вырос, что в 1946 году поступил в класс повышения квалификации Московского хореографического училища. Здесь он продолжил учебу в классе Ростислава Захарова, а его постоянной партнершей стала москвичка Лидия Ряженова.

Год спустя по окончании училища их обоих распределили в Ташкент, в Большой театр УзССР имени Алишера Навои. Выдали подъемные, усадили в поезд, но тут, как вспоминала позднее в разговоре со мной Лидия Ряженова, им попался журнал с фотографией Большого театра БССР. Творение архитектора Лангбарда настолько их впечатлило, что они сошли с поезда и попросили перераспределить их в Минск.

И надо же, так удачно сложилось, что распоряжением Комитета по делам искусств при Совете министров СССР от 30 августа 1947 года Миронов и Ряженова были направлены в распоряжение Большого театра БССР, а с 5 сентября зачислены солистами. И с тех пор вся их творческая жизнь — совместно и порознь — была связана с Беларусью.

— Миронов начинал в театре со вторых ролей. К примеру, танцевал па-де-труа в «Лебедином озере». И постепенно вводился в главные, — рассказывают в Большом театре. — Первой большой партией, которую Миронов станцевал на сцене театра, стал Вацлав в «Бахчисарайском фонтане». Зато после он 300 раз исполнил Зигфрида в «Лебедином озере»! Его руки называли волшебными, и все без исключения балерины любили с ним танцевать. Даже Нина Млодзинская, которая отличалась непростым характером…

Критиков особенно восхищал его дуэт с народной артисткой БССР Ириной Савельевой. Писали, что в их исполнительской манере много общего — «певучесть танцевальных линий, неразрывная связь пластики с музыкой, элегичность в адажио, уверенность в дуэтном танце», — хотя артисты принадлежали к разным школам. Миронов — к московской, Савельева — к ленинградской.

Миронов считался в театре прирожденным принцем, романтиком. Он станцевал принцев во всех трех балетах Чайковского. Он был самым изысканным кавалером в спектакле на музыку Штрауса «Голубой Дунай». Но не менее хорош он был и в национальных балетах («Князь-озеро» Золотарева, «Соловей» Крошнера, «Свет и тени» Генриха Вагнера), где он танцевал простых крестьянских парней. 

«Искусство Миронова отличала убедительность в раскрытии внутреннего мира (по-белорусски «унутранага свету» — Ю.А.) персонажей, чистота и легкость исполнения, высокая техника дуэтного танца», — писала доктор искусствоведения Юлия Чурко.

В 1966 году Валерий Миронов был удостоен почетного звания народного артиста БССР.

Примечательно, что параллельно с артистической карьерой уже в 1949 году он стал преподавать в Минском хореографическом училище.

— Валерий Павлович Миронов вел дуэтный танец, — вспоминает Виктор Саркисьян. — Он и педагог, и танцовщик был очень светлый, и партнер абсолютно надежный. Балерины про него говорили: «С ним как у Христа за пазухой».

В хореографическом училище он работал почти тридцать лет. Педагогика стала для него поддержкой и опорой, когда настала пора покидать сцену — а в те годы у танцовщиков это происходил гораздо раньше, чем сейчас.

В 1969 году Миронов окончательно распростился с сольной карьерой танцовщика, но сцена не отпускала его. С 1971 по 1999 год он работал в Большом театре артистом миманса.

— Бывшие артисты балета считаются самыми лучшими кандидатами на работу в театре, — говорит народный артист БССР Юрий Троян. — Потому что они привыкли работать, они привыкли к расписанию, они очень организованы, они трудолюбивы. Практически весь миманс состоит из бывших артистов балета.

Валерий Павлович Миронов ушел из жизни 27 июля 2008 года. К сожалению, искусство его сохранилось лишь на фотографиях и в уходящей памяти современников. Но имя его навсегда вписано в анналы белорусского искусства.

«Лебединое озеро». Зигфрид - Валерий Миронов. Постановка 1948 года
Валерий Миронов в роли Солора («Баядерка» Л. Минкуса)

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter