![](/upload/iblock/283/2831fcf965a417057ecfaf287cf5ce7d.jpg)
Маркетинг и инженерия дня сегодняшнего всеми силами создают для нас одноразовый мир. Прогресс неумолим, технологии устаревают со скоростью света. Новая бытовая техника, электроника, автомобили — с запрограммированным, строго ограниченным их создателями сроком службы. Несколько лет — и на свалку. Переработка дает им вторую жизнь. Единственная в стране организация, которая комплексно занимается заготовкой, переработкой и поставкой потребителям лома и отходов черных металлов, — ОАО «Белвторчермет». Наши корреспонденты пообщались со специалистами «Белвторчермета» и узнали о закупочных ценах, ежегодных объемах заготовки лома и о том, как удалось не допустить их критического падения в период пандемии. А также посетили цех в Гатово, где увидели весь процесс переработки лома.
Шаг навстречу
«Белвторчермет» в 2020-м переработал и отгрузил лома более чем на 465 миллионов рублей. И это в тяжелых условиях пандемии. В первом квартале прошлого года, когда предприятия работали стабильно, заготовка лома шла с плюсом по отношению к 2019-му. Но уже во втором квартале она снизилась в связи с эпидситуацией. В основном деятельность многих предприятий была направлена не на развитие и модернизацию, а на сохранение существующих производств. Как следствие — поставки лома от юридических лиц упали. При этом невысокая стоимость металлолома слабо стимулировала и население к его сдаче. Однако сегодня цены поднялись на исторический максимум. Об этом — чуть ниже.Спад объемов заготовки лома в прошлом году по сравнению с 2019-м некритический. От юрлиц объем заготовки упал на 9,7 процента, а от населения — всего на 3,1 процента. На «Белвторчермете» вовремя приняли эффективные меры — в поисках дополнительных источников металлолома усилили обследование предприятий, на которых выявили, а затем и завезли на переработку почти 45 000 тонн лома. Перерабатывающее предприятие постоянно проводило работы по демонтажу сложных металлоконструкций. Специализированные бригады организации на территориях 2000 предприятий порезали и вывезли собственным транспортом более 26 500 тонн лома. Кстати, там внушительный парк специального транспорта: ломовозы с манипуляторами, мультилифты для насыпных грузов и тягачи с полуприцепами.
Кроме того, с мая по октябрь в цехах и на участках «Белвторчермета» дополнительно была организована работа по приемке лома от населения по субботам. Для удобства граждан осуществлялась выездная заготовка бытового лома и открывались новые пункты приема.
![](/upload/iblock/477/47709ec4f5a9250aa1c867be446921d8.jpg)
Цены пошли в гору
Заготовка лома — процесс с сезонным характером. Лето — время активно собирать лом, а зима — перерабатывать запасы, когда традиционно происходит снижение объемов заготовки. А нынешней — тем более. Однако принимаемые работниками организации меры по увеличению заготовки лома и созданный зимний запас позволили поддержать отечественных потребителей, оптимально обеспечив их сырьем.
Минпром устанавливает цены на металлолом раз или два в месяц. Сейчас они на пике, в том числе и для населения: стальной лом — 600 рублей за тонну, чугун — 660, а смешанный лом — 550. Поэтому выгоднее сдавать лом не в общей куче, а раздельно. Завалялась чугунная ванна или обветшалая ласточка под окном праздно занимает парковочное место — сейчас самое время сдать их в металлолом.
![](/upload/iblock/f7b/f7bedb70493eb4404f5efe6f55a2a173.jpg)
Цены на лом пошли в рост не только у нас, но и во всем мире. Спрос значительно превышает предложение. У трейдеров не хватило запасов лома. Они ждали второго локдауна прошлой осенью, но просчитались — он не случился. Китай начал активно оживлять свою экономику, из экспортера став крупнейшим мировым импортером металла. По его следам пошла Турция, а после и другие страны.
Литейные вдохновители
— За прошлый год мы заготовили почти 1 млн 194 тысячи тонн лома, — рассказал «Р» заместитель генерального директора по заготовке ОАО «Белвторчермет» Владимир Ковалевский. — Бытового лома из этого объема — 531,2 тысячи тонн, 104,3 тысячи из которых население принесло именно в наши цеха, участки и пункты приема.
На 1 января 2021-го остатки лома на всех площадках предприятия — а это 41 цех и участок, а также 19 пунктов приема — составили 124,7 тысячи тонн, что на 13 процентов меньше, чем на начало прошлого года. Правда, увеличились остатки чугуна, потребление которого на внутреннем рынке с 2020-го значительно сократилось. Все потому, что в процедуре банкротства находится Минский завод отопительного оборудования, потреблявший до 10 000 тонн чугуна в год. Могилевский завод «Строммашина» ранее потреблял до 5000 тонн чугуна в год, но сейчас прекратил чугунолитейное производство. Лом чугуна всегда был в дефиците, а сейчас впервые его избыток.
![](/upload/iblock/117/11701057ea1e3e610c336f05db9b464a.jpg)
Почти весь металлолом поставляется на белорусские литейные и металлургические предприятия. Больше 90 процентов переработанного металла идет на БМЗ — около 1,1 млн тонн. Этот объем покрывает половину потребности завода. Вторую закупают в России. По оценке специалистов, переработанный у нас лом обходится БМЗ значительно дешевле российского. В абсолютных значениях гигантская экономия средств.
Другие крупные потребители лома — Могилевский металлургический завод, Гомельский литейный завод «Центролит», МАЗ, МТЗ. Виды лома, которые у нас не используются, поставляются через биржевые торги в страны Евросоюза и Россию. Это металлосодержащие отходы: шлак, шлам, доменный присад и легированная сталь, по-простому нержавейка. Их экспорт — это всего лишь 1 процент от общего объема перерабатываемого лома.
![](/upload/iblock/9b2/9b200b06071a34b7931ec2f28a7895e1.jpg)
Добро пожаловать в цех
Самый крупный цех переработки лома в стране — в Гатово под Минском. Здесь негабаритный металл доводят резкой или в шредере до нужных размеров по стандартам металлургии. В постоянном движении громоздкие мостовые краны. На заднем плане — горка сбрикетированной чугунной и стальной стружки.
![](/upload/iblock/835/835afbffc95d1dfc5a9c48ee6ca59df8.jpg)
Шредер по сути своей мясорубка размером с пятиэтажку и мощностью 2000 лошадиных сил. Перемалывает тонкостенный сложный лом в мелкую фракцию. Забросил в него остов легкового автомобиля — на выходе получаешь сталь, очищенную от краски и других вкраплений. Чья-то старая машина после переработки отправится в литейный цех и уже в другой жизни станет холодильником.
![](/upload/iblock/09b/09bb30cfc0f539b07e46746e60062cdf.jpg)
![](/upload/iblock/87f/87f4f1f4b6889c5055e5923025a6e00b.jpg)
![](/upload/iblock/9ba/9ba03de46afd10cc8f9970bee20fa221.jpg)
![](/upload/iblock/f2a/f2adb3ee40281f5c6016f8bd86d70dba.jpg)
![](/upload/iblock/da0/da07709c00c0a3582b85202c6cb79f0d.jpg)
![](/upload/iblock/176/176f63983af57e85bdee88aae001bcd8.jpg)
![](/upload/iblock/59b/59bd12f2f15dd62dfe08a4711a42a43d.jpg)
![](/upload/iblock/609/6093ea986c405e917408a24baf856e99.jpg)
![](/upload/iblock/88a/88a67c1a63c74b6b393e769f779702e7.jpg)