![](https://storage01.sb.by/iblock/c9e/c9e44924f1d931ba68a2bd13033d22d2/8da435221a4af00b36880cb978afed58.jpg)
Шесть метров над землей
Новая техника — это пять спецавтомобилей. Два в комплектации фургон-мастерская с подъемной платформой, они задействованы на строительно-монтажных, электротехнических и других работах на высоте. Еще два — на участке строительства и ремонта контактной сети. Пятая машина — со сварочным оборудованием — эксплуатируется работниками службы трамвайного пути филиала «Трамвайный парк».Автомобили «Скорпион» с первого взгляда выделяются среди старших собратьев благодаря свежей и яркой желто-оранжевой боевой раскраске, современному дизайну. А еще они отличаются технической начинкой и функционалом.
В филиале «Служба энергохозяйства» государственного предприятия «Минсктранс» на «Скорпионов» не нарадуются.
Один только просторный и теплый фургон из двух отсеков чего стоит! В первом отсеке — стеллаж для запчастей с инструментами и материалами, верстак с тисками. Второй — для персонала. Удобно, комфортно. Телескопический подъемник с рабочей платформой доставляет электромонтеров на высоту более шести метров. На двух машинах есть поворотная площадка, благодаря которой расширяется функциональность подъемника.— Это большой плюс, если нет возможности подъехать максимально близко к месту проведения работ, — поясняет электромонтер контактной сети Юрий Руканец. — Кроме того, на «Скорпионах» есть проблесковые маячки и возможность подачи специальных звуковых сигналов — нас все пропускают.
![](https://storage01.sb.by/iblock/3e8/3e829630f411a06adb1b027ef4ce449a/41f4428bd9ba66418a527247798801ab.jpg)
Вместе со специалистами едем на место проведения очередных работ — улицу Притыцкого. Задание — замена кронштейнов троллейбусной контактной сети. Плановая работа.
— Традиционно экипаж состоит из водителя и не менее чем трех электромонтеров, — вводит в курс дела Юрий Руканец. — В зависимости от объема работ может быть задействовано несколько автомобилей. На замену одного кронштейна вместе с хомутами, тягами и изоляцией в среднем уходит 4 - 5 часов, а в целом продолжительность нахождения на высоте зависит от многих факторов: погодных условий, транспортного трафика, времени суток. Благодаря новой технике, конечно, управляемся быстрее.
![](https://storage01.sb.by/iblock/fb6/fb6b38d2a93dee68fbf644004f4c5095/54a091bce9829d4bfc85eb7afbbf0a9c.jpg)
Среднее время прибытия — 15 минут
Филиал «Служба энергохозяйства» занимается обслуживанием всех электроустановок наземного коммунального пассажирского транспорта Минска и ведет субподрядную деятельность. Здесь и кабельные линии, и опоры контактной сети, и тяговые подстанции, и информационные табло. В основном выполняются планово-предупредительные ремонты. Доводятся также планы по замене контактного провода — около 120 километров ежегодно.— Сам контактный провод служит в среднем 10 - 12 лет в зависимости от интенсивности участков: есть менее и более загруженные, — рассказывает первый заместитель директора — главный инженер филиала Виктор Махвиц. — Кроме того, каждый месяц меняем по 20 опор контактной сети. Регулярно проводится замена кронштейнов, хомутов, изоляторов и прочих элементов подвески. К слову, все заменяемые металлические элементы контактной сети прошли обработку горячим оцинкованием.
![](https://storage01.sb.by/iblock/b9b/b9be6032529ed9e4b5cd429eea246a62/bb91384f9b2ebaecc95d2eac4fbd2f73.jpg)
Вся контактная сеть городского пассажирского транспорта распределена между тремя участками. На каждом есть начальник и два мастера плюс, конечно, закрепленные обслуживающие бригады.
— Для оперативного устранения задержек движения все действия специалистов координирует диспетчерская служба, — объясняет схему работы Виктор Иванович. — Водитель троллейбуса, трамвая сообщает о повреждении контактной сети главному диспетчеру, тот — энергодиспетчеру, который, в свою очередь, выдает заявку аварийной службе. Специалисты незамедлительно выезжают на устранение аварийной ситуации. Если отключение сети произошло по другим причинам, то соответствующей информацией располагает районная диспетчерская служба. Но в основном оперативные данные поступают от водителей. В случае аварийных ситуаций, произошедших на сетях сторонних организаций, главный диспетчер взаимодействует с другими аварийными службами города.
![](https://storage01.sb.by/iblock/a08/a08dbbb364e44aba9e65d0ed01f99287/c8069d1e7928c84418fccad3607090b3.jpg)
Контактная сеть электротранспорта, по словам руководителя, чаще всего повреждается из-за вынужденных троллейбусных маневров. Например, если в неположенном месте припарковано другое транспортное средство (не забываем, что отклонение троллейбуса от проводов при движении и маневрировании не должно превышать четыре метра). Или другой вариант: ДТП, когда машина повреждает опору контактной сети. Погодный фактор, конечно, тоже имеет место, но не он основная причина порывов.
Аварийные вызовы бывают и в ночное, и в дневное время, поэтому бригады службы энергохозяйства работают круглосуточно. Появление новой спецтехники будет способствовать минимизации вынужденных отклонений от графика движения наземного пассажирского транспорта, уверены на предприятии. Что ж, проверим.
![](https://storage01.sb.by/iblock/86e/86eef6d589cf3db970490c627ec1f86c/7c724740c4dc1dde5fe1cb3df60a1f57.jpg)
ФАКТЫ
♦ Общая протяженность обслуживаемой филиалом «Служба энергохозяйства» государственного предприятия «Минсктранс» троллейбусной контактной сети составляет более 1100 км, трамвайной — 60 км.
♦ Общая протяженность кабельных линий — 914 км.
![](https://storage01.sb.by/iblock/416/4167c26f8edd7983c0e55350ebcdd560/d1354ffb7dd9e0b2a41e5456987a9c14.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/ebd/ebdb6e6a26262d73c4332c5c77cfdb80/7add11192a0a80b628ac90dc6c94f55d.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/97a/97aae52cab3a6bfcdea8aa2d67748b33/69677b2a284c42179a49a3c94a0c6a40.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/da8/da80f61f5269fb84dabc3fd6b831d0db/1c464d806b24880babd9aad91d49ac2c.jpg)
nesterov@sb.by