Совсем недавно Пекин в ответ на экономическое давление США и интеграцию англосаксов (AUKUS) предложил совершенно новый идейно-технологический подход. На всекитайском совещании по случаю 72-й годовщины образования КНР глава страны Си Цзиньпин заявил, что Китай станет крупнейшим центром мира по развитию человеческих личностных и профессиональных ресурсов. Отдельные эксперты уже сошлись во мнении: если такая стратегия станет успешной, это будет сокрушительным ударом по западной системе демократических ценностей.
Страна гениев
По словам Си Цзиньпина, в ближайшем будущем Китай станет магнитом для лучших умов в мире, которые будут работать в ключевых областях различных инноваций: «Для развития программы уже предусмотрены ресурсы — мы сделаем все возможное, чтобы Китай стал лидером по взращиванию технических гениев».Объявленная новая стратегия КНР предусматривает продвижение системного взращивания людей с определенными талантами, создание благоприятной среды для их совершенствования, продвижение тотального «духа науки и просвещения», а также принцип «человеческие ресурсы — приоритет в развитии страны». С точки зрения экономики эти посылы объясняются достаточно просто, но надо рассмотреть предысторию.
В мае 2021 года лидер демократов в сенате США Чак Шумер заявил: тот, кто победит в противостоянии за технологии будущего, добьется мирового экономического лидерства. Он пояснил, что, если американские власти хотят сохранить лидерство своих работников и компаний в мире, то должны инвестировать в науку, исследования и инновации. Кстати, напомним: в июне этого года сенат США одобрил законопроект о выделении почти 250 млрд долларов на обеспечение технической конкурентоспособности с Китаем.
«СБ. Тенденции» в июне уже описывали основные цели американской «Стратегии технологического доминирования», ориентированной на сосредоточение внутри себя всех передовых технологий и центров генерации новых знаний, ограничив одновременно их распространение в странах-противниках, в первую очередь Китае и России.
Технологии и новые знания сегодня крайне важны, ведь именно они позволяют минимизировать издержки и себестоимость продукции/услуг и тем самым сохранять свою монополию на мировых рынках.В таких условиях Китай, понимая, что как прежде через инвестиционные проекты будет сложно получать западные технологии, решил сыграть на опережение и сориентировать свой истеблишмент на генерацию собственных талантов и, главное, создать условия для привлечения ученых, разработчиков из других регионов. Таким образом, Пекин решил бить Запад его же методами. Помните, в 80—90-е годы США и Европа активно занимались утечкой мозгов из СССР и позже из стран бывшей Организации Варшавского Договора и СНГ. Теперь Пекин нацелен на поток мозгов к себе в Поднебесную.
В условиях открытой войны с Западом Китай в целях избежания плачевного сценария СССР (когда США ограничили поставки технологий в Советский Союз, что привело к экономическому спаду) намерен сосредоточиться на разработке собственных передовых технологий для исключения возможности научно-технического отставания и экономического упадка.
Сферы влияния
Китай и сегодня уже делает успехи в этом направлении, что и признают эксперты, в том числе и из стран коллективного Запада. Так, 10 октября бывший главный инженер по программному обеспечению министерства обороны США Николя Шайан в интервью газете Financial Times заявил, что США уже проиграли Китаю борьбу в сфере искусственного интеллекта (ИИ), поскольку технологические преобразования в американских вооруженных силах идут слишком медленно.Объявленная новая стратегия КНР предусматривает продвижение системного взращивания людей с определенными талантами, создание благоприятной среды для их совершенствования, продвижение тотального «духа науки и просвещения», а также принцип «человеческие ресурсы — приоритет в развитии страны».Пекин уже движется в направлении мирового господства, которого вполне может добиться с помощью достижений в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения. По сравнению с темпами развития китайских технологий темпы Соединенных Штатов — это «детский сад».
Шайан убежден, что «в снижении темпов развития техники следует в том числе винить компанию Google, которая отказывается работать с Пентагоном в сфере искусственного интеллекта. В Китае компании обязаны работать с властями в этой области. У нас не будет шанса в конкурентной борьбе с Китаем через 15—20 лет. Уже сейчас все решено, по-моему, все уже кончено... И это достаточно веская причина для злости».
Напомним, в мае основатель китайской корпорации Huawei Жэнь Чжэнфэй призвал сотрудников компании сосредоточиться на разработке собственного программного обеспечения, поскольку именно этот продуктовый сегмент позволит корпорации добиться независимости от США и победить противника. В качестве передовых разработок Жэнь назвал HarmonyOS, облачную систему искусственного интеллекта Mindspore и другие IT-продукты.
По убеждению Жэнь Чжэнфэя, «когда мы будем доминировать в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке, и если стандарты США не будут соответствовать нашим, и мы не сможем работать в Америке, то и США не смогут войти на нашу территорию» (имеются в виду продукты с открытым исходным кодом, которые смогут быстро распространиться среди пользователей смартфонов).
Еще ранее, в декабре 2019 года Коммунистическая партия КНР приняла указ, в соответствии с которым китайские государственные ведомства и организации должны в течение трех лет отказаться от иностранных компьютеров и программного обеспечения. Планомерная работа в этом направлении со стороны Китая может негативно сказаться на бизнесе американских гигантов Microsoft, HP и Dell.
Таким образом, налицо слабость США и их сателлитов. Война против всех за однополярный мир и монополию дает сбои и может обернуться упадком Соединенных Штатов как центра силы.Не случайно и появление 12 октября статьи The National Interest (США): чтобы выстоять против России и Китая, США должны пойти на раздел сфер влияния, в которой автор отрезвил американских политиков — однополярность мира губительна для самих США. Нужно договориться с Китаем и Россией о сферах влияния по примеру Ялтинской конференции 1945 года. Вопрос только в другом — как поделят этот мир?..