Выход к Балтийскому морю — дар Божий. И свое географическое преимущество Литовская республика активно эксплуатировала. До определенного момента вполне успешно и выгодно и для соседей, и для себя. Тем более что рядом находилась промышленная и экспортно ориентированная Беларусь. И наши производители активно использовали логистический канал, который предоставлял Клайпедский порт для доставки товаров по всему миру. В 2010-х соседи (включая и Беларусь) сделали немало, чтобы транспортный коридор к Балтике стал высокоэффективным для транзитных товаров из восточных регионов, в том числе в рамках масштабного проекта «Один пояс — один путь». Установилось надежное и перспективное прямое железнодорожное сообщение между Пекином и Вильнюсом.
Словом, логистика для небольшой по размерам Литвы являлась очень перспективным направлением. Тем более значимым, что на фоне заметного сокращения населения как за счет демографической ямы, так и активной миграции в более благополучные европейские страны (единый рынок труда в ЕС стал большой проблемой для Литвы), активное развитие промышленности и сельского хозяйства виделось достаточно проблематично. Даже на инновационных высокотехнологичных платформах. Логистика же является такой интересной отраслью, которая позволяет получать фактически географическую ренту. И этот стабильный источник доходов литовские власти целенаправленно режут, иногда буквально по живому.
Сначала Литва активно включилась в европейскую санкционную повестку, которая началась в отношении нашей страны со второй половины 2020 года. Причем Вильнюс не только тщательно выполнял рестрикции Европейского союза, но еще и выступал инициатором разных ограничительных мер, надежно выдавливая транзит белорусских товаров и продукции со своей территории. А сейчас целенаправленно вообще «затыкают» международный транспортный коридор, создавая пробки на границе. Литовцы выставляют себя в качестве ненадежного партнера. Конечно, можно ссылаться, что из-за различных санкционных режимов приходится тратить больше времени, сил и технических средств на досмотр грузового транспорта. Наверное, в этом оправдании есть какая-то доля правды. Но только доля и достаточно небольшая. В мире предпринимательства уважают контрагентов, которые умеют решать проблемы и преодолевать сложности, даже если они возникают по объективным и независящим причинам. Впрочем, совсем от логистического кризиса власти в Вильнюсе отгородиться не могут. Они приложили немало усилий по обострению отношений и с Беларусью, и с Россией, и даже с Китаем. Словом, занимали проактивную позицию по разгрому участка международного логистического коридора, часть которого проходила по территории Литвы.
Все происходит вполне сознательно. И совершенно непонятна логика литовского руководства. Экономика в республике уверенно минусует. Инфляция остается одной из самых высоких в ЕС. Благосостояние граждан снижается. Между тем власти добровольно отказываются от надежных и стабильных доходов.
Напомню, что в некоторые докризисные годы реэкспорт напрямую или косвенно обеспечивал до 80 процентов ВВП страны. В 2016-м Литва занимала 66-е место в мировом рейтинге стран-экспортеров, что являлось очень высоким показателем для государства с небольшой территорией, не обладающего природными ресурсами и ограниченного в человеческих. Доля услуг в экономике Литвы надежно превышала 60 процентов. И многие из сервисных отраслей крутились вокруг экспортно-импортных потоков. С ними была связана и часть производства. Например, в той же деревопереработке, когда десятки (если не сотни) литовских компаний закупали белорусские пиломатериалы, их сортировали, сушили или производили некоторую другую доводку, а потом успешно реализовывали в Европу. И зарабатывали на этом очень даже приличные деньги.Золотая эра торговой площадки мирового масштаба для Литвы, судя по всему, заканчивается. Или уже закончилась? Вполне возможно. Не будем спорить: с международной логистикой со времен пандемии и локдаунов не все в порядке. Но отличие Вильнюса от большинства других регионов в том, что к объективным сложностям там упорно прибавляют свои национальные проблемы. Например, с «торможением» на границе товарных потоков. Впрочем, это только одна из составляющих общей экономической политики Литвы. Не приведет ли чрезмерная и излишняя приграничная эскалация к краху литовской экономики? Не исключено. Пока дыры удается в какой-то степени залатывать за счет масштабных проектов по изоляции от той же Беларуси и подготовки к противоборству с Россией. То заборы строят, то оборонные линии. Условно эти приготовления можно назвать инвестициями. И частично такие инициативы финансируются из иностранных кошельков. Но доходы от усиления изоляционизма кратковременны и нестабильны. Бенефиции от этих историй очень быстро заканчиваются. А жить как-то надо. Однако свой имидж логистическо-торговой площадки с неплохой и развитой инфраструктурой Литва уже потеряла. И продолжает с упорством «дорезать».