Президентство стало институтом, служащим закреплению суверенитета – Антанович

Такое мнение высказала доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета Нина Антанович на пленарном заседании X Международной научно-практической конференции «Суверенитет – Безопасность – Интеграция как константы устойчивого государственного развития: международный опыт и национальные реалии», приуроченной к 30-летию института президентства в Республике Беларусь.


– Практика показала устойчивость и преимущества президентской формы правления для развития Беларуси, – перечислила Нина Антанович ключевые аспекты развития. – Президентская власть стала стержнем формирующейся государственности, определила ориентиры общественного развития, а не просто выразила закулисное соотношение сил и динамику теневых центров влияния. Из заимствованного институт стал национально-государственным. Особая роль первого Президента страны состоит в скоординированном ответе на внешнее давление и санкционную политику, наращивании международного влияния. Необходимо отметить преодоление попыток цветных революций, наиболее острые из которых пришлись на 2006 и 2020 годы. Такая тенденция формирует необходимость защиты национальной безопасности и избирательного процесса от внешнего вмешательства. Таким образом, президентство и деятельность политического лидера – системообразующая сила для политического пространства Беларуси.

Нина Антанович напомнила присутствующим на конференции о том, что институциональный выбор на ранних стадиях государственного строительства формировался в ходе поиска баланса между политическими силами, а также определения инструментов конституционной реформы:


– В 1990–2000 годы доминировала проблематика перехода от авторитаризма к демократии либерального образца в форме «парадигмы транзита». Тогда как механизмы консолидации политической системы не получали должного внимания. Приоритет зачастую отдавался парламентским республикам и слабому президентству. Однако в условиях начальных стадий государственности такого рода республики сталкивались со значительными временными затратами в принятии решений, неустойчивостью и сменяемостью коалиционных правительств, резкими изменениями политического курса, тупиками и кризисами из-за конфронтаций между конкурирующими политическими силами и партиями. И только президентство стало институтом, служащим закреплению суверенитета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter