Без надежных, удобных и скоростных дорог нормальное развитие конкурентоспособной экономики невозможно. Это аксиома. И она особенно справедлива для такой транзитной страны, как Беларусь. А еще развитая транспортная сеть — это наши с вами комфорт и безопасность, важнейший элемент повышения качества жизни. Поэтому на строительство и ремонт дорог ежегодно направляются немалые деньги и объемы финансирования только растут. Вместе с ними ставятся и новые задачи для дорожников. Заслушивая доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей часовую доступность к городам‑спутникам, Александр Лукашенко четко расставил приоритеты в дорожном строительстве и подчеркнул:
— Люди ждут наших действий в этом направлении. Мы им должны честно сказать, что мы будем делать. Мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать... Нам надо райцентры связать с агрогородками. Наиважнейший вопрос, если мы хотим, чтобы люди на селе жили и не были обижены.
Больше хороших дорог. О развитии транспортного сообщения с городами-спутниками
Нынешний разговор Президент проанонсировал еще в минувшую субботу на «Дажынках» в Воложине. Тогда Глава государства заметил, что пришло время поднимать ранее введенные минимальные социальные стандарты на более высокий уровень. Важно создать в райцентрах, агрогородках, деревнях и поселках такие условия, чтобы люди стремились жить, работать и растить детишек именно там. Чтобы туда ехали из Минска и больших городов, а не наоборот. Равномерное размещение трудовых ресурсов по стране — это к тому же еще и фактор экономической безопасности. Вот почему в нашей стране по поручению Главы государства взялись в том числе за развитие городов — спутников столицы. И логично было предположить, что обсуждение состояния автомобильных дорог Александр Лукашенко начнет именно с этой темы:— Я уже не единожды говорил, что перенаселение Минска — это не в пользу тех людей, которые живут в Минске. В том числе не в пользу тех, кто хочет приехать в Минск.Мы видим негативные последствия таких явлений по примеру наших соседних государств. Практически в каждом.
По словам Президента, особенно это явление характерно для столицы России — Москвы, где проживает 15 миллионов человек:
— Сплошные пробки. Необходимость строительства в огромных масштабах развязок, дорог и так далее. Ну а что приятного для человека жить в этой железобетонной «одежде»? Кругом автомобили, автомобили, автомобили… Поэтому мы избрали другой путь.
— Надо подумать о строительстве более скоростных, независимых от автомобильных дорог, участков. Я не думаю, что у нас это много времени займет или потребует больших денег.Строить, конечно, можно по-разному. К примеру, в Астане решили построить надземное метро. По проекту железнодорожные линии будут располагаться на железобетонных опорах. Дело очень затратное, потому и затянувшееся. Но у нас нет необходимости затевать такое дорогое строительство, считает Александр Лукашенко:
— Мы можем построить наземное метро. Не будем рыть, как крот, под землей эти траншеи, а можем выйти на поверхность в конце контуров Минска и доехать до тех же Смолевичей, Логойска и так далее. Я не думаю, что это по нынешним временам огромные деньги.
— Надо создавать нормальное не только автомобильное, но и железнодорожное и прочее сообщение, — ставит задачу Александр Лукашенко.
— Много разработок в мире уже есть. Поэтому в этом направлении нам надо двигаться, и в следующей пятилетке вопросы городов-спутников, особенно Минска, мы должны решить. Это должна быть отдельная программа или подпрограмма в программе «Дороги Беларуси». Мы на следующую пятилетку должны иметь такую программу.
«Вопрос предрешенный». О скоростной магистрали Москва — Брест
В 2025 году в стране завершается масштабная государственная программа «Дороги Беларуси». Естественно, она будет иметь продолжение. В планах — реконструкция дороги от Гомеля до Бреста (М-10) и завершение строительства трассы Минск — Полоцк — Витебск.— И практически все. Крупные дороги мы построили, с областными центрами из Минска имеем хорошую связь, — отметил Александр Лукашенко. — С Президентом России Владимиром Путиным мы договорились, что в ближайшее время обсудим вопросы строительства скоростной магистрали через Беларусь из Москвы на запад. До Бреста по крайней мере.
Если западники захотят в этом участвовать, будем до Берлина работать. Нет — до Бреста и в обратном направлении, на восток. Это, можно сказать, уже вопрос предрешенный.
Связать райцентры с агрогородками
Однако автомобильные дороги у нас не заканчиваются международными и республиканскими трассами. Глава государства напоминает о своем ранее данном поручении:— Нам надо райцентры связать с агрогородками. Наиважнейший вопрос, если мы хотим, чтобы люди на селе жили и не были обижены. Они этого заслуживают. Поэтому в этой большой программе надо предусмотреть строительство дорог от районных центров до всех агрогородков.
С агрогородками в течение года мы определимся, где они будут и какие, потому что идет объединение хозяйств и так далее. И будем строить эти дороги.
Александр Лукашенко заметил, что более половины дорог от райцентров до агрогородков есть, их надо модернизировать и привести в порядок.
— 300 километров на гравии, — уточнил вице-премьер Анатолий Сивак.
— Это почти ничего, — отреагировал Александр Лукашенко. — Поэтому мы построим с твердым покрытием, а остальные дороги восстановим.
Цена вопроса. Сколько стоит дорогу построить
Строительство и ремонт автомагистралей — удовольствие не из дешевых. По информации Министерства транспорта и коммуникаций, чтобы провести текущий, то есть ямочный, ремонт одного километра дороги, требуется 350 тысяч рублей. А на полную реконструкцию (это фактически новая дорога, когда из двух полос делают полноценные четыре) тратится в среднем 10 млн рублей. Но это не та сфера, где следует экономить. В Беларуси, находящейся на перекрестке путей, плотность сети автодорог общего пользования — одна из самых высоких в СНГ. И ее надо поддерживать в надлежащем состоянии. А иначе… Александр Лукашенко популярно объяснил:
— Мы тратим деньги, которые платят перевозчики, транспортируя грузы в основном по международным магистралям, основным республиканским дорогам. Мы с них берем деньги и вкладываем в дорожную сеть. В том числе и из бюджета.
Если мы не будем основные трассы поддерживать в нормальном состоянии, к нам никто не поедет. Значит, не будет денег вообще на дорожное строительство. Поэтому люди должны понимать, что мы торопимся и прежде всего строим, приводим в порядок и ведем ремонт на этих основных трассах. Каждый год. И будем это делать, потому что они приносят нам деньги.
То есть мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать.
Как подтолкнуть людей к строительству жилья в деревне
Ответственным за выполнение обозначенной программы будет вице-премьер Анатолий Сивак. Действовать надо так же, как и с госпрограммой по строительству жилья, по четко расставленным приоритетам, с акцентом на возведение жилых «квадратов» там, где это прежде всего необходимо для производства. При этом Глава государства еще раз вернулся к теме индивидуального строительства в сельской местности:— Надо все-таки наших белорусов подталкивать к тому, чтобы они в селах, неперспективных деревнях или хуторах, где угодно, покупали участки. Это все-таки почти полгектара участок. А есть много участков, где никогда люди не жили, но там можно построить жилье. И богатых людей достаточно, небогатых, но желающих построить жилье в деревне, чтобы дети у них по траве могли ходить босиком каждый год. Надо подталкивать их к этому и создавать соответствующие условия.
Эти вопросы, добавил Александр Лукашенко, необходимо учесть при формировании жилищной госпрограммы на следующую пятилетку.
Действовать на упреждение. О ремонте мостов и не только
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович уверенно оперировал оптимистичными цифрами:
— Если в 2023 году мы сделали более 3 тысяч километров дорог и 107 мостовых сооружений, то в этом году показатель уже превысит 5 тысяч километров и 117 мостов. Реконструировали, капитальный ремонт, текущий.
— Я не думаю, что нам надо строить много новых мостов. Нам надо реконструировать мосты. Они уже старые, их немало. Они небольшие в основном, поэтому надо упреждать. Не ждать, когда какой-то мост начнет разрушаться или вообще обвалится.
По словам Алексея Ляхновича, из 16 тысяч километров республиканских автомобильных дорог в этом году будет отремонтировано более 1700 километров. При этом объем финансирования на эти цели по сравнению с прошлым годом удвоился. Президент интересуется, как выполняется его поручение по возведению дорог с цементобетонным покрытием:
— Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе. Да, она уже трещины дала. Так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали, и нормально. Мы договаривались, что 10 — 15 процентов цемента (от общего объема производства. — Прим. ред.) будем использовать на дороги. Все для этого есть.
Поэтому в этой программе (дорожного строительства. — Прим. ред.) красными буквами должно быть определено строительство бетонных дорог.
В качестве примера строительства бетонной магистрали Александр Лукашенко привел возведение второй кольцевой автодороги вокруг Минска. Не все поначалу поддержали эту идею, напомнил Президент:
— А сегодня без второй кольцевой тяжело бы нам было. Хорошая разгрузка. Я смотрю качество, неплохо держится она.
Поэтому мы умеем делать бетонные дороги, у нас есть машины соответствующие. Разные методы. Это надо использовать.
АКЦЕНТ
Вопрос транспортного сообщения между Минском и городами-спутниками должен быть решен в следующей пятилетке
По итогам доклада Президенту заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак рассказал журналистам, что Главой государства поставлена задача двигаться в сторону уменьшения количества гравийных дорог. К агрогородкам должны вести хорошие дороги — асфальт или бетон.— Эти вопросы просчитаны, мы видели, сколько нам необходимо сделать таких дорог, и приступаем к реализации, — сказал Анатолий Сивак.
Анатолий Сивак.
По его словам, Президент поручил разобраться и с качеством дорожного покрытия на улицах населенных пунктов так же, как это происходит сейчас с автомобильными дорогами.
Что касается сообщения между столицей и городами-спутниками, вице-премьер подчеркнул, что сейчас стоит задача активизировать работу по доставке населения в Минск или из Минска в города-спутники. Причем обсуждалась тематика как железнодорожного сообщения с городами-спутниками, так и автомобильного.
— Этот вопрос в следующей пятилетке должен быть решен. Его снова подняли и ведем соответствующие расчеты. Даны определенные поручения, должны быть еще уточнены расчеты, и до конца года мы выйдем на задачи, которые попадут в программу («Дороги Беларуси». — Прим. ред.) на следующую пятилетку со сроками, объемами и источниками финансирования, — пояснил Анатолий Сивак.
Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович добавил, что задача по доступности для населения городов-спутников, которая ставилась на текущую пятилетку, выполнена: 59 минут уходит на самый длинный маршрут — до Руденска. По железной дороге цифры гораздо меньше — от 30 до 50 минут. По его словам, есть поручения Главы государства, как в дальнейшем развивать сообщение столицы с городами-спутниками, включая варианты запуска трамвая или организации наземного метро. Они будут дополнительно проработаны и просчитаны.
Алексей Ляхнович.
Еще одна важная тема — ремонт мостов. Часть из них ремонтируется в связи со сроком эксплуатации. Но есть и такие, где необходимо увеличить несущие способности.
— Чтобы экономика развивалась, должно быть движение автомобилей с более высокой грузоподъемностью по этим мостам. Изменилась плановая нагрузка. И для этого нам надо приводить это хозяйство под эти нагрузки, чтобы не было ограничений. Всего по стране около 800 мостов требует такой плановой модернизации, — уточнил Анатолий Сивак.
Фото БЕЛТА