Руслан Салей. Он дожить не успел

Прерванный полет

Сегодня один из лучших хоккеистов в истории Беларуси мог бы отпраздновать полувековой юбилей. Но вот уже 13 лет, как Руслана Салея с нами нет. Он погиб 7 сентября 2011 года, когда самолет с хоккеистами ярославского «Локомотива», вылетев в Минск на стартовый матч очередного сезона КХЛ, задел крылом здание радиомаяка, врезался в берег реки Туношонки, разрушился и сгорел. Так 44 человека стали легендами, один из них — наш Руслан.

В попытке рассказать историю жизни Салея одной газетной полосы мало, мало даже книги, тем более когда она уже написана. Сегодня, в день его 50‑летнего юбилея, мы вспомним о нем с помощью публикаций в нашей газете.

Февраль 1998‑го. Место встреч — Олимпиада

Знаете ли вы, что 26 лет назад желание Салея сыграть на первых в истории белорусского хоккея Олимпийских играх было столь велико, что однажды ради исполнения мечты он даже отдубасил в чемпионате НХЛ российского легионера Сергея Кривокрасова? И пусть все было не совсем так (источники дают разные трактовки, кто первый начал), однако факт: сразу после драки защитник «Анахайма» позвонил главе нашей федерации хоккея, чтобы обрадовать новостью о скором прилете в Нагано.

«Дисциплинарный комитет НХЛ по достоинству «оценил» кулаки Салея штрафом в 1000 долларов и, самое главное, дисквалифицировал белоруса на две игры, — писала тогда «СБ». — В итоге Салей получил возможность успеть к открытию Олимпиады. Что ж, такие дисквалификации нам только во благо».


Салей успел к первому матчу, который в Нагано белорусы выиграли у французов — 4:0. Потом забросил шайбу в ворота немцев в памятной игре, завершившейся со счетом 8:2 в пользу наших. В третьем матче группового этапа сыграли вничью с японцами — 2:2, уверенно вышли во второй этап состязаний и тем самым вызвали восторг у ­Президента.  
«Белорусские любители спорта, вся страна сердцем и душой с вами. Верим в ваше мужество, силу духа, ждем новых побед. Молодцы! Так держать!» — цитировала «СБ» послание Александра ­Лукашенко, а он сам уже держал курс на Японию.
«Программа вчерашнего дня Главы государства помимо визита к олимпийцам включала и посещение тренировки нашей хоккейной сборной, — это еще один абзац из репортажа корреспондента нашей газеты из Нагано. — К слову сказать, под куполом катка с названием «Большая шляпа» Александр ­Лукашенко побывал даже раньше, чем в Олимпийской деревне. Поздравив ребят с выходом в финальный этап, Глава государства не стал душить в себе спортивный азарт и, ничуть не смущаясь, не переодеваясь, в парадной форме вышел на лед, где после короткого доброжелательного общения с хоккеистами взял в руки клюшку и продемонстрировал собравшимся результаты собственных упорных тренировок».

Май-июнь 2003‑го. «Могучая утка»

Надо ли в связи с этим напоминать, что именно после классного выступления Салея и всей хоккейной сборной Беларуси в стране, которая до Олимпиады в Нагано имела всего четыре катка с искусственным льдом, началось массовое строительство ледовых дворцов?! 
За 1999 и 2000 годы они появились в каждом областном центре (а сегодня их количество исчисляется уже четырьмя с половиной десятками), в 2002‑м на Играх в Солт‑Лейк‑Сити белорусы нанесли в четвертьфинале Игр эпическое поражение шведам, а в 2003‑м случилось и еще одно невиданное прежде событие — вся страна в прямом телевизионном эфире следила за финальными матчами Кубка Стэнли.

«Анахайм Майти Дакс» («Могучие утки из Анахайма»), где одну из важных ролей играл защитник под 24‑м номером — Руслан Салей, сражались с «Нью‑Джерси Дэвилз» («Дьяволами из Нью‑Джерси»).


«Дэвилз» забыли о том, что в нынешней серии плей‑офф «Майти Дакс» в дополнительное время всегда выигрывали. Так случилось и в этот раз, — констатировала после третьего матча финала наша газета. — Спустя 7 минут после начала четвертого периода встречи Адам Оутс, выиграв вбрасывание, отбросил шайбу Руслану Салею, и белорусский защитник стал героем этого матча. После его мощного броска шайба влетела в сетку ворот Бродера… Руслан поставил точку в поединке, в котором вновь проявил себя с лучшей стороны. «Наш человек» провел больше всех среди своих партнеров времени на площадке».

Серия тогда растянулась на максимальные семь матчей. Жаль, выиграли ее не «утки», а «дьяволы»…

Сентябрь 2011‑го. Слезы Минска

«Руслан Салей, пожалуй, лучший белорусский хоккеист всех времен, после 15 сезонов за океаном решил вернуться ближе к дому и сменил НХЛ на КХЛ, «Детройт» на «Локомотив». Он объяснял это тем, что если уж ему не удалось выиграть Кубок Стэнли, то Кубок Гагарина он постарается покорить. Руслан прилетел сюда побеждать, оставив в Америке жену Бэтэнн и троих ребятишек. Младшей дочке Аве скоро исполнится 5 месяцев…»
7 сентября 2011 года стало одним из самых жутких дней в истории белорусского спорта. Трагедия с командой «Локомотив» оставила рубцы на сердце каждого любителя хоккея, а прошедший вместо игры в «Минск‑Арене» реквием по погибшим хоккеистам до сих пор вызывает слезы.
«Тренер Фред Шеро вдохновлял свою команду «Филадельфия Флайерс» на завоевание Кубка Стэнли такими словами: «Хоккей — это то, чем мы живем, мир, где мы наилучшим образом встречаем и преодолеваем боль, несправедливость и смерть. А жизнь — всего лишь место, где мы проводим время между матчами». Вчера эти слова приобрели особый смысл… Четверг, 19 часов. «Минск‑Арена»... На льду — хоккеисты минского «Динамо». Остановились у портретов своих соперников по игре и друзей в жизни. Преклонили колена. Кто‑то положил динамовский шарфик. А потом медленно, будто во сне, повели шайбы, покоившиеся около каждого портрета, в свои ворота. Символическая дань памяти несостоявшейся игре... Звучит симфонический оркестр. На площадке хоккейная команда ­Президента, в составе которой не раз тренировался и выходил на каток Руслан Салей. Алые букеты легли в ворота «Локомотива», перевязанные траурной лентой».

Руслан Салей. Он дожить не успел. Недолюбил. Недоиграл…

СТРОКИ ИЗ БИОГРАФИИ
Руслан Салей. Воспитанник СДЮШОР‑12 (Минск). Чемпион Беларуси (1993, 1994, 1995). Финалист Кубка Стэнли (2003). Участник Олимпийских игр в Нагано, Солт‑Лейк‑Сити и Ванкувере. Участник восьми чемпионатов мира в составе сборной Беларуси. Выступал за национальную команду в 1993 — 2010 годах, провел 66 матчей, набрал 31 (11+20) бомбардирский балл. В регулярных сезонах НХЛ провел 917 игр, в которых набрал 204 (45+159) очка. В розыгрыше Кубка Стэнли — 62 игры, набрал 16 (7+9) очков. Лучший хоккеист Беларуси (2003, 2004). Член Зала славы ИИХФ (2014).

Сверим часы

Когда стрелки олицетворяют решительность


Минский часовой завод «Луч» презентовал лимитированную коллекцию наручных часов в честь Руслана Салея. Среди особенностей коллекции — циферблат в форме ледовой арены. На обратной стороне значатся надписи SALEI и 24. Именно под 24‑м номером Руслан выступал на протяжении большей части своей карьеры. «Луч» проинформировал, что уже доступен предзаказ часов, стоимость которых составляет 1524 рубля.


31 мая 2003 года. Забросив шайбу в финальной серии Кубка Стэнли, Руслан Салей с ходу попал на газетную полосу. Таким мы его и запомнили.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter