Для того чтобы детально изучить картину, заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс посетила несколько исправительных учреждений.
Ольга Чуприс (слева) в женской исправительной колонии № 4.
СКАЗАНО
— В этом году мы отметим 80‑летие со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. И если мы примем положительное решение, то с учетом особенности даты амнистия должна иметь отличия. Надо будет более внимательно посмотреть на женщин и детей, на женщин с детьми, другие категории осужденных. Надо подойти к вопросу амнистии нетрадиционно.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности, 11 января 2024 года.
— В этом году мы отметим 80‑летие со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. И если мы примем положительное решение, то с учетом особенности даты амнистия должна иметь отличия. Надо будет более внимательно посмотреть на женщин и детей, на женщин с детьми, другие категории осужденных. Надо подойти к вопросу амнистии нетрадиционно.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности, 11 января 2024 года.
«Все дети — они просто наши»
Первым в ее маршруте стала ИК № 4 в Гомеле, где отбывают наказание женщины, впервые осужденные. На свободе не у каждой из них были такие комфортные условия, в каких они сейчас живут и работают. Это становится очевидным в первой же локации — корпусе, где (совсем как в школе) идут занятия. Нуждающиеся получают среднее и профессионально-техническое образование по специальностям «швея-портной» и «парикмахер».Несовершеннолетних девушек приглашают к диалогу. Стоит отметить, что абсолютное большинство из них попали сюда по печально известной статье 328 УК РБ, то есть за незаконный оборот наркотических и психотропных веществ. Истории многих будто написаны под копирку. Сперва употребляли сами, затем втянулись в распространение. Не обошлось без дурного влияния со стороны друзей или парней, с которыми, как тогда казалось, была любовь. Но романтика закончилась сроком.
Некоторые девушки и сегодня не в силах сдержать слезы. Получившийся откровенным разговор сводится к самой волнующей теме — амнистии. О прошедшем совещании у Президента здесь знают все. Отвечая на вопрос Ольги Чуприс о впечатлениях, одна из девушек выражает общие чаяния:
— Испытываем большие надежды. Очень хотим вернуться домой как можно раньше.
Простые истины — что такое хорошо и что такое плохо — в этих местах очевидны всем. Вопрос в том, сохранится ли такое понимание, когда колония останется в прошлом, а на воле придется начинать новую жизнь. Вместе с напутствиями и пожеланиями успехов на прощание девушкам передают подарок — корзину со сладостями.
Особое внимание в аспекте темы — к женщинам, имеющим детей. Как и у несовершеннолетних осужденных, у них максимальные шансы выйти по амнистии. В ИК-4 имеется дом ребенка, в котором, как и в обычном детском саду, работают воспитатели, психологи, логопеды. У мам есть возможность навещать малышей несколько раз в день. Также обустроен участок для совместного пребывания с детьми.
В беседе с журналистами Ольга Чуприс отметила:
— К этой категории женщин у Главы государства всегда повышенное внимание. Поскольку для него нет хороших и плохих, своих и чужих. Все дети — они просто наши. Задача, поставленная перед комиссиями по вопросам помилования и досудебного освобождения, — внести предложения, которые должны быть не просто придуманы, а исходить из жизненных реалий. При этом необходимо учесть проблемы, имевшиеся, возможно, при предыдущей амнистии. Самое главное, чтобы те, к кому она будет применена ныне, впоследствии интегрировались в общество, трудоустроились и никогда не совершали новых преступлений.
Старт для новой жизни
Воспитательная колония № 2 в Бобруйске — единственное учреждение для несовершеннолетних в стране: наказание здесь отбывают парни в возрасте от 14 до 18 лет. Статьи, по которым сюда попадают, разные: кражи, грабежи, но самая распространенная — наркопреступления, таких больше половины. Лишение свободы в отношении несовершеннолетних — крайняя мера. Но с ее помощью стараются не столько наказать, сколько перевоспитать, показать, что есть другая, нормальная жизнь. И к каждому в данном вопросе должен быть индивидуальный подход, считает заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс:— В любой ситуации во всем надо видеть человека. Нужно быть неравнодушным, ко всему иметь индивидуальный подход. В системе исполнения наказаний этот подход реализуется. Здесь на самом деле видят человека. Президент поставил задачу на совещании неделю назад посмотреть с точки зрения индивидуального подхода и справедливости не только на назначение наказания, но и внести предложения по совершенствованию системы.В воспитательной колонии № 2 созданы условия для обучения и спорта.
На что нужно обратить внимание? Особенно это показательно, когда мы говорим о перевоспитании молодых людей — юношей. Мы заметили, что в колонии каждый ребенок может найти себя. Ему создают условия, чтобы он раскрылся. Например, обучился, если не успел этого сделать. Хочет играть в хоккей и когда-то имел такую мечту — сможет, хочет рисовать и умеет это делать — будет. Если хочет заниматься иностранным языком, для этого есть возможности.
Для перевоспитания в колонии созданы все условия. На территории расположен филиал средней школы № 32 Бобруйска, филиал № 2 Бобруйского государственного индустриально-строительного колледжа, где можно приобрести рабочую специальность. Есть вариант даже дистанционно окончить вуз и получить высшее образование. Хоккей, футбол, волейбол, музыка, творчество и выезд в город — занятий у ребят много. Но самое ожидаемое — встречи с родными. И в колонии выстроена система поощрения в виде свиданий. Администрации учреждений исполнения наказаний настроены на то, чтобы сохранить все связи осужденного с семьей, заметила Ольга Чуприс:
— Как говорит Президент, семья — это крепость нашей страны. Несмотря на то что дети находятся в колонии, они должны чувствовать связь с семьей. Исходя из этого, изменились подходы к организации краткосрочных свиданий. Сегодня наблюдала, как к ребенку приехали мама и бабушка. Они общались, сидели за столом, привезли ему продукты питания, могли обнять, прижать. Родственные связи, видно, сохраняются. И для государства это очень важно: способствует тому, что подросток возвращается (уже будучи взрослым) в нормальную жизнь. Администрация помогает потом и трудоустроиться, психологически преодолеть рубежи.
На будущее, считает Ольга Чуприс, подобные контакты нужно сохранять, поскольку, если у ребенка что-то произойдет вновь, можно будет подключиться в том числе через систему органов внутренних дел или социальные службы:
— Должна быть такая интегрированность. После посещения исправительных учреждений мы сформулируем определенный пакет своих мнений по исполнению поручения Главы государства и будем вносить предложения в закон об амнистии и от комиссии по помилованию и досудебному освобождению. Мы услышали некоторые пожелания и от сотрудников мест исполнения наказаний, и от самих лиц, отбывающих наказание, их родителей. У нас сформировалось общее мнение.Ольга Чуприс ознакомилась с условиями содержания осужденных, увидела, как в колонии организованы досуг и обучение. Осужденный за наркотики 19‑летний Матвей, к примеру, получил в колонии профессию — уже с корочкой столяра. Кроме того, сейчас дистанционно учится в Московском институте экономики, политологии и права на психолога. В новой жизни мечтает поступить в вуз и работать по этой специальности:
Без отрыва от внешнего мира: осужденные обязательно смотрят новости.
— Нет ничего ценнее свободы. Не нужно верить никому, а думать только своей головой. Есть интернет, где можно почитать об ответственности, как себя защитить, что отвечать на предложение попробовать наркотики. Это зло разрушает жизнь. Благодарен государству за то, что у нас есть возможность социально реабилитироваться. Даже с учетом судимости смогу устроиться на нормальную работу, наладить жизнь. И никогда больше не заниматься ничем противоправным.
prolesk@sb.by
bizyk@sb.by