Источник: Знамя юности
Знамя юности

Право исправиться. Как в Гомельской области идет подготовка к амнистии и какие результаты дала предыдущая

История 26-летнего Владислава из Гомеля типична для десятков молодых людей. Тех, которые лишаются свободы по печально известной статье 328 УК РБ. Участь, ожидающая каждого, кто связался с наркотиками.

По кривой дорожке

С Владиславом это случилось во время учебы в кол­ледже. Тогда же попробовал новомодный спайс – предло­жил кто-то из однокашников. Эффекта парень не почувствовал и больше не употреблял.

На каникулах Влад решил подзаработать, как дела­л это раньше – обычно подсобником на стройках. Лето 2015-го исключением не стало. Если не считать способ и, конечно, последствия. Вакансию искал чере­з интернет-запрос «работа в Гомеле». Предложение стать курье­ром казалось заманчивым. На­выков не требовали, а деньги обещали приличные, признается Владислав:

– Конечно, понимал, что буду разносить не конфеты. Но причастности к наркоторговле и степени риска почему-то не ощущал. Рассуждал так: я лично никому ничего не продаю, употреблять не заставляю. Просто перенес с места на место, оставил, ушел. Что тут плохого? А начнется учеба, сразу брошу – будет не до этого.

Дважды кладмен выполнил задания, но денег так и не получил. Потому что попался. Почти год в камере СИЗО, затем суд, перед которым Влад предстал в компании других парней, работавших на тот же наркомаркет. Как единственный несовершеннолетний, он получил меньше всех. Но это не утешало – десять лет казались вечностью:

– Еще в СИЗО дал себе зарок – сделать все, чтобы выйти на волю как можно скорее. И держался этого курса.

Наверстать упущенное

В колонии он получил аттестат о среднем образовании, освоил несколько рабочих специальностей. В свободное время увлекся жимом штанги лежа. Несколько раз становился призером соревнований среди исправительных колоний. Участвовал и в других мероприятиях, зарабатывая поощрения. Через 6,5 года наказание заменили на ИУОТ, в просто­речии – «химия». А в декабре 2022-го он попал под амнистию, объявленную в честь Дня народного единст­ва, и новый год встречал уже дома.

Первым делом поступил в автошколу и занялся поисками работы. Нелицеприятного факта в биографии на собеседованиях не скрывал. Не единожды это становилось причиной отказов. Наконец его взяли в летнее кафе, обучив на пиццмейкера. Более полугода Влад совершенствовал кулинарное мастерство, а недавно сменил профиль. Устроился в фирму по установке кондиционеров. Даже зимой заказов столько, что работать приходится шесть дней в неделю. Однако Влад только рад: такая загрузка сулит хороший заработок. Его следующая цель – откладывать сбережения на квартиру.

Напоминание о прошлом приходит дважды в месяц – когда нужно отмечаться в милиции. И, разумеется, с размышлениями о минувшем, настоящем и будущем, делится Владислав:

– Только сейчас понимаю, сколько времени безвозвратно потеряно. И сколько полезного можно было сделать. Утешает то, что удалось вернуться к нормальной жизни. Теперь наверстываю упу­щенное. Оказаться снова в неволе – мой худший кошмар. Даже думать о таком не хочу.

Процесс пошел

В январе анонсирована амнистия в честь 80-летия освобождения Беларуси от гитлеровских оккупантов. По поручению Президента в различных ведомствах началась масштабная подготовка. В органах внутренних дел этой работой занимаются уголовно-исполнительные инспекции. Сейчас идет сбор информации о категории осужденных, которые могут попасть под амнистию. Запрашиваются данные о предыдущих судимостях и другие сведения. Начальник отдела надзорно-исполнительной деятельности УВД Гомельского облисполкома Сергей Лузгин рассказывает:

– Попутно проводим информационно-разъяс­нительную работу. Объясняем заинтересованным гражданам порядок и условия применения амнис­тии, правовые нюансы и тонкости этого процесса.

Барьером на пути к свободе нередко становятся непогашенные иски, как правило, по возмещению ущерба. Ни перед потерпевшими, ни перед государством долгов быть не должно. Это одно из ключевых требований. Впрочем, и здесь дается шанс. Амнистия действует полгода. Но если подпадающий под нее гражданин погасит иски позднее, она может быть применена к нему и по истечении шести месяцев. Чтобы воспользоваться такой возможностью, некоторые люди даже берут кредиты в банке.

Анализ прошлых амнистий показывает, что опасаться всплеска преступности не стоит. В 2022 году были амнистированы 1365 осужденных жителей Гомельской области. Из них 486 вернулись из исправительных учреждений. На криминогенной обстановке это никак не сказалось. Лишь 11 человек совершили новые преступления, среди которых не было тяжких и особо тяжких. Зато двое граждан так бурно праздновали освобождение, что провели на воле меньше суто­к и снова стали фигурантами уголовных дел. Чаще всего за старое берутся те, кто живет по принципу «украл-выпил-сел». Меньше всего проблем достав­ляют осужденные за экономические преступления и виновники ДТП.

Главное – желание и мотивация

Тема особой важности, как подчеркивал Пре­зидент, – трудоустройство освобожденных. Каждый, кто может по возрасту и состоянию здо­ровья, должен найти работу. Благо вакансий сейчас много. А для находящихся под надзором милиции лиц на предприятиях и в организациях бронируются места. Тем не менее есть определенные сложности, констатирует Сергей Лузгин:

– Не секрет, что часть работодателей не хотят принимать тех, кто имел проблемы с законом. Особенно если речь идет о судимостях за кражи, хулиган­ство, незаконный оборот наркотиков. Прямо об этом, конечно, не говорят, приводят другие причины. Иногда абсурдные. Был случай, когда человеку отказали в устройстве дворником, сославшись на недостаток квалификации. Как можем, воздействуем на таких нанимателей, убеждаем, разъясняем, просим. Кроме того, при необходимости помогаем освободившимся в восстановлении документов, в решении жилищно-бытовых вопросов.

Многие из этих людей (и это объективно) не могут похвастать ни уровнем образования, ни востребованными специальностями. Хотя обучиться им ничто не мешает. Главное – желание и мотивация. Их отсутствие отдельные товарищ­и прикрывают амбициями, заявляя, что готовы «пахать» за зарплату не ниже трех тысяч рублей.

Впрочем, большинство делают правильные выводы и мыслят адекватно. Конечно, прежней их жизнь станет не сразу. Определенный период придется соблюдать некоторые условия и ограничения. Такие как обязанность регулярно отмечаться в РОВД, ночевать только по месту жительства, не покидать населенный пункт без уведомления милиции, полностью отказаться от употребления алкоголя. Однако все это временные трудности, которые можно пережить. Ведь государство дает главное – прощение, свободу и шанс вернуться к нормальной жизни, чтобы исправить прежние ошибки.

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter