Право голоса, которого нет? или Как молдаван делили на своих и чужих для «райского сада»

Искренне сочувствую молдавскому народу: в Молдове мы наблюдаем самые «демократичные» выборы. На посту, похоже, очень хотят оставить прозападную президентку с румынским паспортом плюс убийственная евроинтеграция, которой так боялись молдаване… О чем говорит произошедшее и что дальше, спросила у Марины Таубер, депутата парламента Республики Молдова, исполнительного секретаря исполкома политического блока «Победа».

Марина Таубер и Людмила Гладкая.

— Это, безусловно, одно из самых позорных пятен не только в истории нашей страны. На примере Молдовы сейчас видны все крупные недостатки Евросоюза, Америки и того, что они пытаются сделать в мире, — добиться полного влияния на государства. Так получилось, что Республика Молдова попала в сферу их интересов. Хотя мы прекрасно понимаем, что до того, как начали развиваться события в Украине, мы не были интересны. И вот такая агрессивная позиция, повестка, мол, срочно принимаем Молдову в Евросоюз, гранты, кредиты и вот эти вот визиты ряда глав европейских государств и американских чиновников — ведь это все началось не так давно.

Изначально, может быть, наши люди смотрели на это с какой‑то надеждой. Когда в 2020 году Майя Санду победила на выборах, пришла к власти вместе со своей партией, парламент, правительство, народ думали, что начнутся какие‑то перемены и что хотя бы часть той программы, которая была озвучена, будет реализована. Но после четырех лет правления люди четко понимают, что ничего не делается, что нашу страну ведут к краху, войне, нищете и разрухе. Видят, что Молдова перестает быть суверенной и независимой. И апогей их планов, наверное, случился не только в минувшее воскресенье, но и в предшествовавший выборам период.

Кто есть на самом деле эти европейцы, американцы, власть, которая их представляет, молдаване, скромный народ, увидели во всей красе. И знаете, Европа уже не та. Даже не с точки зрения геополитических взглядов, а с точки зрения европейского стиля, смысла жизни, отношения, заботы о гражданах.  
Своими шагами они показали, что молдаван считают людьми какого‑то третьего сорта. Здесь проводятся различные эксперименты, нам действительно пытаются закрыть рот полицией, органами. Это все происходило в предвыборный период и в день выборов. Полиция на участках, людям угрожают и говорят, за кого им нужно голосовать.
На избирательных участках был вывешен европейский флаг… И конечно же, беспрецедентные атаки на оппозицию, закрытие телеканалов, сайтов, нерегистрация в том числе нашего кандидата Василия Боля от блока «Победа». Все это говорит об их паническом страхе.



— И знаете, он в какой‑то степени понятен...

— Да, ведь несмотря на админресурс, на все фальсификации и уловки, которые применили «пасовцы» (партия «Действие и солидарность» (PAS), европейцы, американцы в этот день, им удалось натянуть разницу всего 0,76 процента. Я, конечно, понимаю, что любая победа — это вроде бы победа, но даже в спортивных, в теннисных матчах (я в прошлом теннисистка) должна быть минимальная разница для победы. А здесь этой минимальной разницы нет, всего менее одного процента! И теперь давайте посмотрим: если бы в России открыли не два, а хотя бы 15, 17, 20 участков, как это было раньше, то эта разница ушла бы сразу же в пользу молдавского народа.

И еще. Очень много жалоб от жителей Приднестровья на то, что они также не смогли проголосовать. Поэтому референдум — чистая фальсификация. Наш лидер Илон Шор заявил, что мы будем оспаривать результаты и, как говорится, в крайнем случае его повторим, проведем нормальный референдум, когда придем к власти. А в этом мы не сомневаемся, потому что PAS и вся европейская идея рухнули в воскресенье, 20 октября. И вот эта вся возня, высказывания Урсулы фон дер Ляйен и других о том, что они поздравляют наших граждан... 
…Европейцы и американцы позволяют себе называть наш язык румынским, а румынские чиновники говорят, будто они будут с нами объединяться. А нас вы спросили, хотим ли мы объединяться? 
Позволяют себе очернять депутатов парламента. Я говорю об Илоне Шоре, я говорю о нас. Да, у Илона Мироновича забрали даже депутатский мандат, который вообще‑то вверил ему народ! Тем не менее такое ощущение, что вот пришли хозяева и рассказывают, что нам надо делать, а мы какие‑то рабы. Вот вы должны стремиться в Европу. А почему мы должны? Шло очень серьезное давление на наших людей, было огромное количество нарушений.
Наши граждане поняли, что это просто красивая обертка, а внутри пустота, плесень. Нам это точно не нужно. Европа себя изжила. Думаю, что ЕС как союз в ближайшее время перестанет существовать. И нам туда точно не стоит стремиться.
Мы видим «развитие» стран ЕС. И видим, как развиваются Беларусь и Россия, и именно с ними усматриваем для себя большое количество преимуществ в плане взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах. Да мы и всегда шли вместе, традиционно дружили. Ну а то, что сейчас пытаются изолировать, — это не то, чего хотят наши граждане.


— Запад показал, что готов разорвать Молдову на части, как он это делает с другими странами. Просто внаглую использовались грязные политтехнологии. И как‑то «демократии» не возмущаются особо…

— К сожалению, это происходит. Мы констатировали через наблюдателей, которые нас представляли, огромное количество нарушений, в том числе применение, как вы говорите, различных технологий. Не только в день выборов. Видимо, научились у американцев. Все помнят, как проходили выборы Байдена. И, кстати, сейчас в Америке происходит иначе? И здесь действуют как под копирку. Есть те, кто подсказывает в плане манипуляций в обществе… Но при этом хочу снова обратить внимание, что даже при всем таком ресурсе удалось натянуть, сфальсифицировать, нарисовать всего 0,76 процента разницы между теми, кто сказал «да», и теми, кто сказал «нет». И еще огромное количество граждан не имели возможности проголосовать.

Всеми этими фактами Европа показала, что не желает считаться с нашим мнением, а хочет поработить, заставить двигаться удобным для нее курсом. Мы как депутаты молдавского парламента, политическая сила смотрим на то, что в интересах нашего народа. 

Молдова всегда была и остается очень трудолюбивой страной. У нас всегда были хорошие, конкурентоспособные предприятия. Но для того чтобы что‑то производить, нам это нужно куда‑то продавать. В Европе вы не найдете наши фрукты, овощи, вина, коньяки, разве что в небольших количествах. Но это не тот потенциал, который мы могли бы отрабатывать и поднимать свою экономику, развивать социальную сферу для населения. К слову, Беларусь в плане развития ставим нашим гражданам в пример. С удовольствием наблюдаем за тем, что происходит у вас.

У нас, кстати, более 50 процентов граждан — русскоязычное население, которое поддерживает Россию. Поэтому говорить нам, что так плохо, — это неестественно для молдаван. Однако именно это нам пытаются навязать те, кто приезжает сюда, извините за выражение, просто пачками.

— Тех, которые пачками приезжают, белорусы хорошо помнят по 2020 году. Когда на выбор белорусского народа вдруг развернулась целая махина, кричавшая про «нечестные выборы», естественно, без единого подтверждения таких вбросов. Но когда людей, как в Молдове, действительно лишают права голоса, выбора, фальсифицируют результаты и т.д. — та самая махина молчит. Должен же быть международный инструмент на случай таких нарушений, как так?

— Единственное, что мы слышали, так это критичные высказывания от миссии ОБСЕ. Также звучало заявление одного из глав наблюдательной миссии, который дает понять, что было много нарушений. И мы, и другие общественные деятели подали открытое письмо в ряд крупнейших международных организаций, которые должны отреагировать. Пока ответов не поступало. Но вот такая вялая или никакая реакция, она длится давно. Как только PAS и Санду пришли к власти, больше никаких реакций со стороны послов и европейских международных миссий нет. Хочу вспомнить больную для моей команды тему.  
В 2021 году в муниципии Бельцы (он, кстати, сейчас проголосовал с 70 процентами против референдума по евроинтеграции, я горжусь бельчанами) выбирали примара, и я набрала 48 процентов. И за полчаса до второго тура меня просто сняли, а выборы аннулировали. Таких прецедентов не видела ни одна страна в мире! Мы обращались во все возможные посольства, миссии, кричали об этом — и тишина.
Позже, в 2022 году, меня и еще около 100 региональных лидеров нашей партии практически в один день арестовали и отправили в тюрьму, где содержатся насильники и убийцы. Так нас пытались задавить. Реакции на наши обращения об этом тоже не последовало. Просто беспрецедентные двойные стандарты, и от них реально противно.

— С сегодняшней ситуацией. Что дальше?

— Дальше, как ни крути, есть второй тур президентских выборов. Посмотрим, какой будет ситуация. Ну и как я уже отметила, планируем оспаривать итоги референдума. Готовимся также к парламентским выборам, которые, в принципе, кардинально должны все поменять в нашей стране. Верим, что возможность выжить и переломить ситуацию есть. В общем, 20 октября это уже произошло. Давайте так. Санду тогда уже ехала с улыбкой на праздничный банкет, думая, что процент проголосовавших за евроинтеграцию людей будет выше. Но когда даже регионы, всегда считавшиеся проевропейскими, румынскими, скажем так, правыми, проголосовали против, тут улыбка стала уходить с ее лица. Это была такая значительная трещина. Дальше нужно иметь терпение, силы, потому что давление продолжится. Но верим, что народ выдержит и все‑таки сделает еще более твердый шаг к кардинальным переменам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Таубер:

— Знаете, вашей стране очень повезло, потому что в ней есть хозяин, который в поворотный, трудный момент не дал ее разрушить. У вас люди видят, что они ценны для своего государства.

gladkaya@sb.by 

t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter