Кто и как сегодня посягает на наш электоральный суверенитет

Право быть правыми

Кто и как сегодня посягает на наш электоральный суверенитет и почему его наличие — обязательное условие сохранения независимости страны.

В проекте Концепции национальной безопасности, который проходит сейчас общественное обсуждение, впервые появился термин «электоральный суверенитет». Это неотъемлемое и исключительное право нашего государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс. Кроме того, в документе сказано, что обеспечение электорального суверенитета — наш стратегический национальный интерес. Также указано, что осуществление действий, направленных на дискредитацию либо срыв электоральных кампаний, представляет собой один из внутренних источников угроз национальной безопасности.

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:

— Легких избирательных кампаний ждать не приходится. Сами видите, в каких условиях находится наша страна. Неопределенность международной обстановки, беспрецедентное внешнее давление, информационные атаки и провокации.

На совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства, 20 октября 2022 года.

Какие могут быть последствия

Ученые-политологи, занимающиеся данной проблематикой, отмечают, что вмешательство в выборы со стороны других государств почти неизбежно имеет негативные последствия, увеличивая риски возникновения политического кризиса, основанного на потере доверия к демократическим политическим институтам. Однако, скорее всего, иностранное вмешательство в выборы не столько приводит к каким-то значимым изменениям результатов голосования, сколько способствует возникновению и расширению конфликтов и расколов внутри общества. То, что некоторые исследователи изучают в теории, наша страна пережила на практике.
Поэтому неудивительно, что в концепции появилась именно такая формулировка. Теперь мы уверенно сможем защищать свою способность определять собственное будущее через подсчет мнения большинства, опираясь на национальные интересы в этом вопросе.
Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук Роман Евстифеев говорит, что попытки вмешательства в национальные выборы со стороны иностранных государств довольно частое явление.
При этом высокая чувствительность к проблеме иностранного вмешательства в выборы сегодня характерна для большинства государств, использующих выборы для формирования легитимной политической власти в стране.

Как это работает

Конец ХХ века ознаменовался ликвидацией двухполюсной глобальной системы. Доминирующее экономическое, военно-политическое и идеологическое положение в мире стали занимать Соединенные Штаты Америки. Укрепление американских позиций в мировом сообществе было связано с проведением силовых акций «гуманитарной интервенции», использованием стратегии односторонних действий и ущемлением в ряде случаев национальных интересов других государств.
Особое значение для американской политики после распада СССР приобрело пространство СНГ. Государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, стали стратегическими плацдармами для расширения американского присутствия, поскольку правящие политические системы, оказавшись в новом для себя состоянии независимости, не сразу стали стабильными и самостоятельными.
Как отмечал Збигнев Бжезинский, «первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ».

В 1983 году в США для изучения технологий ненасильственной политической борьбы, защиты демократии и прав человека был создан Институт А. Эйнштейна. Его сотрудники с момента основания стали регулярно участвовать в различных программах «подготовки и поддержки революций» в интересах американской демократии.

По рабочей схеме

В результате размышлений ставку сделали на «цветные революции». В 2003 — 2005 годах «бархатные революции» с успехом состоялись в Грузии, Аджарии и Украине. Штаты поняли, что схема действительно рабочая.
В 2005 году в федеральный конгресс США вносится законопроект о выделении дополнительных средств в рамках закона о поддержке демократии. Закон, ориентированный на страны, где «демократия находится под гнетом диктатуры», предусматривал назначение специально уполномоченных советников и помощников в штат администрации президента, в государственный департамент, совет национальной безопасности и все посольства США в этих государствах. Цель — продвижение демократических ценностей. В 2006 году на эти средства выделили 180 миллионов долларов, в 2007‑м — 230 миллионов долларов.
При этом важная роль в новых условиях стала отводиться выборным кампаниям как неотъемлемой части демократического процесса. Наиболее острые формы иностранное вмешательство в избирательный процесс приобрело в ноябре 2004 — январе 2005 года в ходе украинской «оранжевой революции».
Выборы в Украине подтвердили высокую эффективность использования управляемых избирательных кампаний как механизмов захвата власти и реализации долговременной и продуманной внешней политики.

Еще один обычный инструмент — непризнание и отрицание результатов проведенных выборов. С помощью мощного информационно-пропагандистского давления, в том числе и по дипломатическим каналам (заявления официальных представителей госдепартамента США, ПАСЕ, выступления иностранных наблюдателей ОБСЕ), осуществляется попытка внешней легитимизации захвата политической власти.

Под видом благих намерений

Все эти и иные технологии уже не раз апробировали на Беларуси. К счастью нашей страны, методички по вмешательству во внутренние дела иных государств не меняются годами. За это время в республике был выстроен заслон от подобного типа вмешательств.
Законодательство об избирательном процессе регулярно совершенствуется, как и иные нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение свободной реализации гражданами своего права на осуществление политического волеизъявления.
Тем временем в мире наблюдается интересная тенденция. Что именно имеют в виду американцы, продвигая «демократические ценности» путем вмешательства в том числе в электоральные процессы иных государств, понимают все больше стран. Freedom House недавно с настоящей американской болью констатировала, что 2021 год стал 16‑м годом подряд, когда больше стран отказались от «американской демократии», чем приобрели.

Опасность ситуации для США в том, что в таком случае рычагов для влияния у Штатов становится меньше. Отдельные американские исследователи пытаются обосновать это явление экономическими особенностями, а именно разрывом между богатыми и бедными, который увеличился в большинстве стран мира. Однако для тех, кто непосредственно имеет дело с повальным насаждением этих ценностей, очевидно иное. Под видом благих намерений в виде светлого и справедливого будущего капиталистический гегемон желает только одного — дальнейшего обогащения за счет ресурсов других государств.

Какие новые законодательные нормы помогают защитить наш электоральный суверенитет:

♦ В Избирательном кодексе установлен запрет на наличие у кандидатов в президенты, депутаты, делегаты ВНС гражданства (подданства) иностранного государства, иных документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

♦ Не будут образовываться участки для голосования за рубежом, что связано с отсутствием необходимых условий для безопасности работников загранучреждений и граждан, сокращением числа работников дипломатических служб.

♦ Учитывая поступавшие в ходе электоральных кампаний угрозы в адрес членов избирательных комиссий, в печатных средствах массовой информации не будут публиковаться персональные данные членов избирательных комиссий.

♦ С целью обеспечения соблюдения принципа тайного голосования установлен запрет на вынос выданного бюллетеня за пределы помещения для голосования, а также осуществление фото- и видеосъемки заполненного бюллетеня.

ДОСЛОВНО

Владимир Андрейченко, председатель Палаты представителей Национального собрания:

— Современный мир сотрясает тяжелейший в истории кризис недоверия и конфронтации. Формирование новых центров силы сопровождается ростом противоречий между ведущими государствами планеты. В этих условиях избирательный процесс используется как средство вмешательства во внутренние дела стран, смены существующих политических систем и векторов развития. Для этого задействуются наработки в сфере теории и практики «цветных революций», активно эксплуатируются пробелы в национальных законодательствах.

Реальность такова, что проблема существует. Примеров деструктивного влияния на результаты выборов немало. Предпринимались такие попытки и в отношении нашего государства. Целесообразность введения нового термина «электоральный суверенитет» в настоящее время активно обсуждается экспертным сообществом, учеными и практиками. Участвует в этом процессе и депутатский корпус.

Одно не вызывает сомнения: неотъемлемое право суверенного государства самостоятельно, без вмешательства и указаний извне проводить электоральные кампании. А также право общества делать осознанный, демократический выбор. В этом и заключается народовластие, составляющее основу белорусской государственности.

МНЕНИЕ

Игорь Карпенко, Председатель Центральной избирательной комиссии:

— В условиях внешнего давления и попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси важнейшим вопросом является обеспечение электорального суверенитета страны. Учитывая современную обстановку в мире, попытки внешнего вмешательства во внутренние дела Беларуси, при изменении законодательства, в том числе и избирательного, разработаны нормы, направленные на обеспечение электорального суверенитета. Это неотъемлемое право независимого, суверенного государства самостоятельно, без вмешательства извне проводить выборы и референдумы.

КСТАТИ

За период с 1946 по 2000 год США по меньшей мере 81 раз пытались влиять на избирательные процессы в других странах. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter