Государство делает все, чтобы дети получили прекрасное образование, выросли здоровыми, реализовали таланты

Правила приумножения

Государство уделяет огромное внимание системе образования. Выделяются деньги на строительство и реконструкцию учебных заведений. Совершенствуется организация школьного питания, дорабатываются учебники, вводятся образовательные новшества. Делается все для того, чтобы дети не только постигали премудрости наук, росли здоровыми, но и становились патриотами своей страны.

Время не стоит на месте, и учебный процесс необходимо совершенствовать. Этому вопросу особое внимание уделяет Президент. Акцент — на безопасности, кадровом обеспечении, патриотическом воспитании, содержании программ. Что сделано и каковы планы? Разбираемся в деталях.

Фото Ивана Яривановича
Александр Лукашенко:

— В детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях формируется духовный и нравственный облик нации. Колоссальная ответственность лежит на плечах воспитателей, школьных учителей, преподавателей вузов — сохранение преемственности наших традиционных ценностей. Главная в них — любовь к своей стране. И скажу снова, потому что актуально: воспитать патриота может только патриот.

31 марта 2023 года, во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию.

Идеология памяти

Учитель истории 21-й гомельской школы Елена Исаченко к самому первому уроку в День знаний относится с трепетом. Это хороший шанс поговорить с детьми о самом важном — нелегком прошлом страны и ее мирном будущем. То, как в последнее время изменились учебники истории, Елену Евгеньевну радует:

— Хорошо, что сейчас включены в программу вопросы идеологии белорусского государства. В связи с последними событиями, которые происходят в мире, дети должны знать ценности страны, в которой живут, основные законы. Хоть учебники обществоведения на основе новой Конституции еще не выпущены, сама она в доступе, и мы уделяем большое внимание внесенным изменениям.

Учитель истории 21-й гомельской школы Елена Исаченко.
Фото Ивана Яривановича

Педагог говорит, что в новых учебниках значительное место отводится Великой Отечественной войне: 

— Так и должно быть, чтобы потом люди не рассказывали, что мир освобождали американцы, чтобы по улицам не маршировали бандеровские колонны, чтобы не славили тех, кто сжигал белорусские деревни. И очень хорошо, что в современных учебниках приведено много документов. Вот почитаешь переведенный приказ немецкого командования о том, до какого состояния должны быть доведены белорусские дети, и многое становится понятным. 

Но и учебниками ограничиваться нельзя. Ученики 21-й школы со своими педагогами — постоянные посетители самых знаковых для Беларуси мест. В Брестской крепости, на мемориалах в Оле, Хатыни, Красном Береге очень осязаемо чувствуется цена и ценность мирной жизни. 

У девятиклассников-кадетов много планов на нынешний учебный год: 

— Впереди у нас участие в республиканском слете в «Зубренке», — рассказала Маргарита Баранова. — Мы участвуем в патриотических мероприятиях, несем «Вахту Памяти», помогаем ветеранам. Я по строевой подготовке, по своей форме, признаюсь, летом очень скучала — классно снова ее надеть! У меня в семье много людей в погонах, и мне тоже хотелось бы стоять на страже Беларуси.

Администрация школы к 1 сентября постаралась на славу.

— Обновили кабинеты, отремонтировали новое помещение для группы продленного дня, с новым дизайном теперь у нас и столовая, — рассказала директор школы Инесса Карпина. 

Чтобы увеличить количество посадочных мест, в столовую добавили яркие диванчики.

— С радостью распахиваем двери для наших учеников, — улыбается директор. — Мы постарались сделать все, чтобы здесь им было уютно и комфортно.

Важна гражданская позиция 

Учащимся нужно не просто знать, но и уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Лилия Кирьяк, заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания, отмечает:

— Конечно, перед авторами учебных пособий стоит сложная задача — отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, которая соответствует, с одной стороны, современному уровню развития науки, с другой — возрастным познавательным особенностям ребят.

Дима Кудин в этом году пойдет в первый класс. Его дата рождения совпадает с Днем Независимости нашей страны, так что в преддверии Дня знаний мальчик получил подарки от Центральной районной организации Минска РОО «Белая Русь».
Фото Александра Кушнера

Как этого достичь? Людмила Романовская, заместитель директора по методической работе Научно-методического учреждения «Национальный институт образования», рассказала, что с 2015 по 2021 год поэтапно обновлялось содержание, вводились новые учебники. К 2023/24 учебному году подготовлено 29 пособий для учреждений общего среднего образования. В повторно изданных учебниках содержание «усилили» информацией, которая помогает формировать гражданский патриотизм, гордость за достижения нашей страны и уважение к ее историческому прошлому.

Лилия Кирьяк рассказала, что в стране разработали новый учебник «История Беларуси в контексте всемирной истории»: 

— К его созданию привлекли известных ученых, педагогов, методистов. Планируется, что в этом учебном году на базе 14 учреждений образования начнется его апробация, а с 2024/25 года предмет «История Беларуси в контексте всемирной истории» будет изучаться во всех учебных учреждениях страны. 

Также по инициативе Генеральной прокуратуры Министерством образования подготовлены учебные издания «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

— Каждое из них рассчитано на определенный возраст, дифференцировано для 1—4-х, 5—9-х и 10—11-х классов, — отмечает депутат. — Развиваются и школьные музеи, оформляются экспозиции о жертвах геноцида белорусского народа. Такой подход способствует формированию у молодежи глубокого и осмысленного понимания истории как малой родины, так и страны в целом. 

Дорога к знаниям

Малокомплектные сельские школы оптимизируют. Но обучавшиеся в них ребята могут получать качественное образование в других хорошо оборудованных современных учебных заведениях. Конечно, не все они находятся в шаговой доступности от дома, поэтому во всех районах организуют бесперебойный подвоз детей. 

Заведующий центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций Могилевского района Светлана Григорович рассказала:

— У нас в районе 27 маршрутов, по которым осуществляется подвоз детей в школы и детские сады, и столько же автобусов. Плюс еще два резервных на случай, если какой-то выйдет из строя. Сейчас ждем еще один — для подвоза деток с особенностями развития. 

Для школьников и воспитанников детских садов подвоз в детские учреждения бесплатный. При этом государство направляет на это немалые деньги. К примеру, в прошлом году только на ремонт и заправку школьных автобусов в Могилевском районе было затрачено 837 тысяч рублей. И это не считая зарплаты 27 водителей, которые состоят в штате центра!

Готовятся к организации подвоза детей и в коллективах школ, отмечает начальник отдела по образованию Могилевского райисполкома Наталья Колос:

— Если в автобусе едут 20 детей или больше, их сопровождают два человека, если меньше — один. Кстати, парк наших автобусов постоянно обновляется — утверждены специальные программы замены школьного транспорта. Срок эксплуатации — 10 лет, и это условие неукоснительно соблюдается. 

Екатерина Сивцова со своей семьей живет в деревне Подгорье Могилевского района, примерно в семи километрах от Вейнянской средней школы, в которой учится ее сын Данила в 6«А» классе. Она уверена, что это замечательно:

Фото Дарьи Титовой

— Школьный автобус — это гарантия безопасности наших детей и возможность не только обеспечить подвоз на занятия и с занятий, но и поездки на экскурсии, спортивные соревнования, олимпиады, кружки и секции.

Парк школьного транспорта уже пополнился 151 автобусом. А до конца года планируется добавить еще 124, 87 из которых — с подъемными устройствами для перевозки ребят с особенностями психофизического развития.

Хороший вкус 

Питание школьников делают не только сбалансированным по белкам, жирам и углеводам, но и максимально разнообразным. Лилия Кирьяк напомнила, что в прошлом полугодии проведен масштабный пилотный проект, в котором приняли участие 23 школы. В результате удалось снизить объем отходов более чем на 25 %. Разработаны и утверждены технологические карты новых блюд. Летом, пока малыши отдыхали, повышение квалификации прошли более 1500 поваров. Усовершенствовано материально-техническое оснащение, проведены капремонты более чем в сотне пищеблоков во всех областях. Часть учебных заведений перейдет на новый обеденный формат уже с 1 сентября.

— Безусловно, важно найти баланс между вкусным и полезным, — уверена депутат. — Минобразования подготовило информационный сборник технологических карт, блюд и изделий, разработанных с учетом вкусовых предпочтений ребят. Все они размещены в общем доступе, так что их вполне можно приготовить дома. Там салаты «Родничок», «Сказка», куриный шашлычок, блюда из рыбы и много других полезных и вкусных блюд. 

В ходе эксперимента определились не только с блюдами. Первый перекус у школьников будет примерно через 3,5 часа после начала занятий. Количество приемов пищи зависит от времени, которое ребята проводят в учреждении образования. Так, при нахождении в школе от 3,5 до 6 часов дети едят один раз, от 6 до 10 часов — два раза, более 10 часов — три.

В начальных классах будет горячий завтрак, а в 5—11-х — обеды, независимо от того, учатся они в городе или в сельской местности. Такое разделение по времени поможет избежать скученности в столовых. 

Для части учащихся в школах организовано бесплатное питание. 

Кадры на местах 

Важный вопрос — повышение престижа учительской профессии. В новом учебном году в школы приходит 5,5 тысячи новых педагогов. Создана многогранная система поддержки молодых специалистов: стимулирующие выплаты, предоставление жилья, система наставничества и др. Это делает учительскую профессию более конкурентоспособной и привлекательной на рынке труда. Большое значение играет надежная социальная гарантия, уверен Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка:

— Обеспечение педагогическими кадрами учреждений образования страны — приоритетная задача нашего вуза, которая осуществляется через взаимодействие с организациями — заказчиками кадров. В нынешнем году в БГПУ из всех областей страны поступили заявки более чем на 2000 молодых специалистов, из них от основных заказчиков кадров — на 1521 человека по 31 специальности. Мы видим высокий процент закрепляемости по Минской области (более 70 %), а в Узденском, Любанском, Солигорском, Стародорожском, Клецком и Червенском районах он составляет 100 %. Важнейшим фактором повышения престижа педагогической профессии и, соответственно, качества подготовки специалистов является государственный системный подход к привлечению сильных и мотивированных абитуриентов. 


  По словам ректора, в 2014 году БГПУ выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в 10—11-х классах. Эта идея нашла поддержку и на государственном уровне, в учреждениях образования, у ребят и их родителей. Динамика открытия педклассов радует: 2015/16 учебный год — 102 класса и около 1500 старшеклассников, в прошлом учебном году — 756 педклассов и более 6700 учащихся. 

— Важно и дальше развивать системную работу по формированию позитивного образа учителя. Необходима широкая реклама достижений, творческого опыта лучших мастеров своего дела, проявлений высокого гуманизма и самоотверженности учителей, традиций педагогических династий, коллективов школ, где работают их выпускники, — отметил Александр Жук.

Учебная капсула

С 1 сентября вводится второй элемент школьной формы. Это может быть, например, рубашка или блузка определенных тонов. Единые элементы несут особую смысловую нагрузку. Такой подход делает ребят собранными, дает учащимся возможность выглядеть презентабельно, дисциплинирует.

Например, в прошлом году основным элементом школьной одежды в столичных учреждениях образования стал жилет. Сегодня образ минского школьника дополняется брюками, пиджаком и юбкой. Так формируется капсульный гардероб, из которого можно выбрать несколько вариантов нарядов в зависимости от погоды и настроения ребенка. 

На многоплановом совещании в преддверии 1 сентября Президент поручил системе образования провести работу над ошибками. Как выяснилось, порой цены на школьных базарах недобросовестные продавцы завышали более чем в два раза. В Комитет госконтроля уже поступило более 50 замечаний. МАРТ взял на особый контроль ценообразование на популярные школьные товары. В ведомстве напомнили, что установлены предельные торговые надбавки: на детскую одежду и обувь — 30 %, рюкзаки и ранцы — 40 %, письменные и канцелярские принадлежности — 30—40 %. За нарушение предусмотрен штраф.

Стоимость полного комплекта (одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности) для младших классов — до тысячи рублей, для старших классов — 1,3 тысячи. 

— Средние комплекты родителям обходятся от 300 до 600 рублей в зависимости от возраста ребенка, от того, что родителям нужно покупать, — рассказала Наталья Мельникова, начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ.

Она также отметила, что сейчас с учетом ценового регулирования стоимость на многие группы товаров, например на комплекты, ниже по отношению к прошлому году: для девочек — 4 %, для мальчиков — на 7 %.

Кодекс прошел апробацию

Прошлый учебный год система образования проработала с обновленным Кодексом об образовании, — напоминает Лилия Кирьяк:

— Включая новации, мы сохраняем традиционные подходы: это в первую очередь равный доступ к получению образования, повышение его качества, сохранение бесплатного образования. Кодекс стал основой для усовершенствования нормативно-правовой базы. Для учителей-предметников разработаны инструктивно-методические письма, своеобразные руководства к действию для педагогов — рекомендации с учетом специфики конкретного урока. Мы подошли к новому учебному году с выстроенной системой идеологической работы. 

Парламентарий напоминает, что законодательно закреплена возможность бесплатного посещения музеев, мемориальных комплексов:

— Важно научить подрастающее поколение объективно оценивать события прошлого, чтобы у ребят сформировались правильные убеждения, тот духовно-нравственный стержень, который не сломят деструктивные силы, нивелирующие нашу историю, принижающие роль Победы. 

Безопасный подход 

C наступлением учебного года увеличивается количество преступлений, совершаемых как детьми, так и в их отношении. Как изменить ситуацию?

Вот что рассказал заместитель начальника отдела по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел Василий Демидович:

— Мы планируем организовывать тематические мероприятия как правовой, так и культурно-развлекательной направленности. Например, органы МВД проведут экскурсии для ребят, покажут будни милиционеров и то, каким образом осуществляется поиск и изобличение преступников. Также будут организованы стрим-семинары с теми, кто нарушил закон и находится в местах лишения свободы или в стойкой ремиссии от наркотической зависимости.

Для безопасности ребят в школах и гимназиях установлены системы безопасности, так называемые тревожные кнопки для экстренного вызова милиции, турникеты, действует система видеонаблюдения, работает охрана, во многих учебных заведениях пропуск взрослых осуществляется только по удостоверениям.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter