Правила приема в вузы: касается каждого. Разъясняем смысл и суть предлагаемых нововведений

В белорусские университеты будут зачислять по результатам двух централизованных экзаменов (по языку и на выбор), одного централизованного тестирования, а также среднего балла аттестата. Плюс характеристика из школы, которая позволит судить о личностных качествах абитуриента. Новшества предстоящей вступительной кампании, озвученные министром образования на прошлой неделе на совещании у ­­Президента, до наступления нового года должны обрести законченную форму и появиться во всеобщем доступе.

Октябрь, 2022 год. На репетиционном тестировании.

Объективная оценка

Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович убежден, что новая система позволяет объективно оценить каждого абитуриента с учетом его особенностей и при этом не упустить одаренных выпускников.

— Правила предусматривают зачисление без вступительных экзаменов победителей вузовских олимпиад и выпускников Национального детского технопарка, — аргументировал он. — На целевую подготовку мы будем принимать по внутреннему вступительному экзамену. То есть те, кто идет по направлению, будут подавать результаты не ЦТ, а сдавать внутренний устный экзамен в вузе. И средний балл аттестата будет приниматься в расчет.

Второе преимущество новой системы — большая адресность выбора специальности и вуза.

— Абитуриенты сдают два ЦЭ и ЦТ и в итоге имеют три сертификата на руках, — говорит специалист. — Сейчас можно сдать и четыре ЦТ, что, как показывает опыт, вызывает излишнее желание получить кучу сертификатов. В результате у молодого человека размывается цель, он не знает, кем хочет быть, ему «абы поступить». Новые правила вынуждают делать более четкий выбор, и к тому же уменьшается нагрузка на абитуриента. Ведь сегодня в школе четыре выпускных экзамена, а потом еще три или четыре централизованных тестирования — зачастую по тем же предметам. А в этом году будет только два централизованных экзамена, они же выпускные. Сдал — и сертификаты можно предъявить в приемную комиссию.

Ну и третий серьезный плюс обновленной системы приема в вузы — этапность.

— Вот в феврале пройдет заключительный этап вузовских олимпиад, — говорит Сергей Касперович. — Вузы их проведут — и одаренные ребята, занявшие 1—3‑е места, будут уже зачислены без вступительных экзаменов. Остальные участники, если они четко знают, кем хотят быть и где работать, могут попробовать себя в формате целевой подготовки. Не получится на этих этапах — пойдут поступать по результатам двух централизованных экзаменов и одного тестирования.

Личность баллов не добавит, но авторитета — да

Сергей Касперович прокомментировал также такой новый элемент системы приема в вузы, как характеристика из школы (с места работы).

— Это обязательный документ при поступлении, — сказал специалист. — Однако дополнительных баллов она не дает. Ее цель — дать представление не о том, как человек учился (это видно из аттестата), а судить о личности абитуриента, чтобы оперативно, с первого семестра вовлечь его в общественную жизнь. То есть это важная информация для деканата, руководителей творческих коллективов, спортивных секций, кураторов групп и воспитателей.

Уже разработан документ, в котором регламентированы единые требования к характеристике.

— Она должна содержать краткие сведения о деловых, нравственных и коммуникативных качествах, психологических особенностях, участии в общественно-политической жизни школы и класса, в мероприятиях гражданско-патриотической и трудовой направленности, отражать индивидуальные достижения — от спортивных до творческих. Такие данные важны для выбора лидеров групп в вузах, вовлечения первокурсников в различные общественные структуры университета — советы факультетов и университета. Сейчас на выявление активных ребят требуется немало времени.

Не усложнит ли внедрение новшеств работу школ и других учреждений образования?

— Серьезных осложнений я не вижу, — считает Сергей Касперович. — Характеристики, например, были и раньше. Новое только в том, что она будет единой формы. Так ее можно писать не в последний день, а собирать информацию во время учебы, а затем рассмотреть на педсовете.

Что касается организации площадок для проведения централизованных экзаменов, то они уже запланированы на базе 97 учреждений образования.

— Создание еще пары десятков таких пунктов особых затруднений не вызовет, — отметил Сергей Касперович.

kozlovskaya@sb.by

Спросили у педагогов, в чем преимущества новых правил приема в вузы и что об этом говорят в регионах

Сергей Оберган, учитель химии средней школы № 1 г. Ляховичи:

— ­­Президент не раз обращал внимание на то, что выпускные экзамены за курс средней школы нередко дублируют централизованное тестирование, которое ребята сдают перед поступлением в вузы. Введение двух централизованных экзаменов эту проблему решает и убирает субъективный фактор. Ведь до недавнего времени знания учащегося оценивали экзаменационные комиссии, которые создавались в школах. Теперь же будет оценивать Республиканский институт контроля знаний по единой системе. Все белорусские выпускники оказываются в равных условиях, что является одним из основных требований Главы государства к вступительной кампании.

Если говорить об экзаменационных заданиях, то на базе РИКЗ были созданы рабочие группы из экспертов, которые давали оценку, насколько задания ЦЭ соответствуют школьной программе. Я как член экспертной группы по химии скажу: задания ЦЭ по предмету стали более сбалансированными. В целом для учащегося все остается так, как было раньше на ЦТ, единственное — поменялась структура теста. Теперь стало больше заданий в части «Б», где учащийся должен решать сам, а не выбирать из предложенных вариантов. Это уменьшает вероятность случайных ответов, что позволяет более объективно оценить знания.

Перед введением централизованных экзаменов была проведена масштабная информационная работа.
У нас в школе, как и в других учебных заведениях страны, проводились встречи с родителями и педагогами, где обсуждались все нюансы нововведений. Мнения, звучавшие в ходе встреч, учитывались при разработке новой концепции выпускных экзаменов.
Так, например, было решено вместо второго обязательного экзамена по математике, как это планировалось ранее, дать учащемуся выбрать, какой школьный предмет он будет сдавать в дополнение к языку. Я такой подход полностью разделяю. Согласитесь, выпускнику-гуманитарию не обязательно сдавать экзамен по математике, которая не имеет отношения к его будущей специальности. Гораздо разумнее сдавать второй экзамен по предмету, который необходим ему при поступлении. Мы сразу нацеливаем абитуриента более осознанно выбирать специальность, а не бегать потом с сертификатами по вузам и подавать документы туда, где он проходит по баллам.

Ирина Даненкова, директор гимназии № 37 г. Минска:

— Введение централизованного экзамена позволит снять с выпускников школ и гимназий двойную нагрузку, в том числе психологическую.  

Сдача двух централизованных экзаменов и централизованного тестирования по профильному предмету дает возможность исключить необдуманный выбор вуза. Ведь ранее довольно часто мы наблюдали такую ситуацию: поступающий, которому не хватало баллов для выбранной специальности, шел получать другую, зачастую далекую от его желаний и устремлений.
Новации нацелены на то, чтобы учащийся с девятого класса задавал продуманную траекторию своему движению к будущей профессии.
Лучше рассмотреть будущего студента поможет и прилагаемая к пакету до­кументов для поступления характеристика из учреждения образования, которая дается не для дополнительных бонусов, а для того, чтобы оценить потенциал будущего студента, его увлечения и таланты, интересы и возможности. Во время совещания у ­­Президента были озвучены эффективные подходы для совершенствования вступительной кампании в вузы. И важно, что они поддержаны не только педагогами, но и учащимися, их родителями. Например, когда мы в гимназии обсуждали данные вопросы, один из родителей сказал, и я с ним абсолютно согласна, что подготовка специалистов в нашем государстве совершенствуется в интересах молодежи, которая завтра придет трудиться в самые разные сферы во благо будущего нашей страны.

Светлана Бронская, директор Бычихинской средней школы имени И. Н. Антонова Городокского района:

— И педагогов, и родителей, и детей волнует, как будут проходить экзамены в школе и в период вступительной кампании. Общественные обсуждения по этому поводу проходили по всей стране, в том числе и в нашей школе.
Конечно, мы понимаем, что новации заставят выйти педагогов и учеников из зоны комфорта. С другой стороны, их следует воспринимать как точку роста, которая стимулирует на повышение качества образования.
Теперь задача педагогического сообщества — постараться развеять тревоги родителей и абитуриентов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter