Доля онлайн-торговли растет, набирают популярность маркетплейсы с товарами из других стран.
Идем на сближение
Глава МАРТ Алексей Богданов отмечает, что теме защиты прав потребителей в Беларуси и России уделяется большое внимание. Особенно на фоне активного развития сферы торговли в последнее время — роста онлайн-сегмента и его трансграничного характера, вывода на рынок новых товаров, расширения цифровых отношений и т.д. По сути, с учетом динамики в отрасли, анализа правоприменительной практики законодательство о защите прав потребителей время от времени требует корректировки. Мы видим, что партнерские отношения Беларуси и России крепнут во всех сферах, потому вполне логично, что должны были быть выработаны общие подходы и для защиты интересов граждан наших стран, совершающих покупки у себя и в гостях. Хочется, чтобы механизм был общий, понятный и просто реализуемый в любой точке Союзного государства. На это же нацелена и Союзная программа, закрепленная в Декрете Высшего госсовета от 4 ноября 2021 года № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 — 2023 годы», частью которой является разработка и утверждение Единых правил в области защиты прав потребителей. И в 2021‑м мы начали готовить документ. Ответственным ведомством в Беларуси стал МАРТ, в России — Роспотребнадзор.Несмотря на то что в целом основы регулирования и правоприменительная практика в этой сфере в двух странах не имеют принципиальных отличий, свободное перемещение товаров и услуг между ними, увеличение числа трансграничных покупок требовали выработки общих подходов и алгоритма совместных действий, которые бы обеспечивали равные права потребителей на территории Союзного государства. В плотном взаимодействии работа велась около трех лет. Результатом стал документ, устанавливающий рамочные правовые основы, которые требуют сближения законодательств Беларуси и России в сфере защиты прав потребителей.
— Рассчитываем, что мы сможем обеспечить гражданам наших стран высокий и равный уровень правовой защиты, создать условия для предотвращения деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов, реализации некачественной продукции на территориях государств-участников и развития торговли, — поделился мнением министр.
Собрали и закрепили
Что же прописано в документе? В нем закреплены базовые механизмы для выработки общих подходов в регулировании отношений между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, поставщиками, продавцами, владельцами интернет-площадок.— Мы собрали лучшие подходы российского и белорусского законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также закрепили перспективные положения, которые отсутствуют в правовой системе двух государств, — разъяснил Алексей Богданов. — Так, например, в числе перспективных положений, которые постепенно будут имплементированы в наше законодательство, — появление термина «цифровой продукт» и механизмы защиты прав потребителей при приобретении таких продуктов. Ведь сегодня посредством интернета продается огромное количество фильмов, музыки, игр в цифровом формате, оказываются услуги по доступу к онлайн-кинотеатрам, и эта сфера требует внимания.
Кроме того, предусмотрены механизмы защиты прав потребителей при передаче условно бесплатной продукции, к которой можно отнести товар, полученный в виде подарка при приобретении основного товара. Например, наушники при покупке телефона. Если они не будут работать, потребитель вправе предъявить такие же требования, как и в отношении обычного товара. Сейчас, продавцы, ссылаясь на то, что товар — подарок по акции, отказывают потребителям в удовлетворении претензий по их качеству.
Единые правила защиты прав потребителей в России и Беларуси могут стать базовыми и для ЕАЭСПомимо этого, в Единые правила заложены нормы, обязывающие интернет-площадки содействовать потребителям в защите их прав и законных интересов, а также усиливающие ответственность онлайн-площадок перед потребителями в части защиты их прав. Так, виртуальные площадки будут обязаны содействовать покупателям в урегулировании спорных вопросов с продавцом, обеспечить удовлетворение его законных требований.
— Мы видим, что доля онлайн-торговли растет, набирают популярность маркетплейсы, где продаются товары из других стран. Их качеством не всегда остаются удовлетворены покупатели. И порой, к сожалению, решение возникших вопросов, поиск продавца и общение с ним, возврат или замена товара становятся похожи на квест. Мы же говорим о том, что этот процесс не должен быть хаотичным, его необходимо упорядочить, а бизнес должен получить сигнал, что работать нужно ответственно и четко, — обратил внимание глава МАРТ.
Необходимая корректировка
Для понимания: правила не вступят в силу буквально завтра. Придется немного подождать, ведь документ служит своеобразным ориентиром для корректировки действующих законодательных актов. Сейчас для практической реализации Единых правил в области защиты прав потребителей МАРТ и Роспотребнадзор будут анализировать обоюдную правоприменительную практику для выявления положений, требующих шлифовки.Ожидается, что работа по корректировке белорусского Закона «О защите прав потребителей» начнется уже в следующем году. А контролировать совместную работу МАРТ и Роспотребнадзора будет Консультативный совет Союзного государства по защите прав потребителей, создание которого стоит в планах. Ожидается, что в его состав войдут представители уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей и общественных объединений потребителей сторон.
— Учитывая, что Единые правила являются комплексным документом, содержащим универсальные механизмы для защиты прав потребителей практически во всех сферах, полагаем, что в перспективе этот документ может служить базой для формирования регуляторных основ в праве ЕАЭС, — подчеркнул Алексей Богданов.
druk@sb.by