Врач-фониатр - о редкой профессии, пациентах, пользе и коварстве травяных чаев, любимых песнях

Поющий доктор

Могилевчанка Елена Крез 21 год назад выбрала необычную специальность — стала первым в Могилевской областной больнице врачом-фониатром. Таких профессионалов и сегодня в регионе  единицы. Елена Георгиевна не только землякам голоса лечит. Она выступает на сцене, участвует в конкурсах и признается: певческий опыт помогает ей лучше понимать пациентов.


Гены сработали

В том, что после школы пойдет в медицинский вуз, она не сомневалась:

— У нас в роду много докторов. Бабушка Мария Кончиц заведовала отделением неврологии областной больницы, мама Светлана Михайловна — лор-отделением в городской, отец Георгий Александрович там же — патологоанатомическим. Я, отучившись в Минске, стала лор-врачом. А поскольку с детства увлекалась музыкой — играла на скрипке, пела, — решила пойти в фониатрию. В Могилеве таких специалистов не было, окончила специальные курсы в столице, участвовала в международном конгрессе фониатров в Москве.

В Могилевской областной больнице Елена Георгиевна была и лором, и фониатром: лечила голоса, делала операции.

— Многие думают, что фониатрия — узкое направление оториноларингологии.  На самом деле она шире. Фониатр работает на стыке специальностей: должен знать гастроэнтерологию, неврологию, психологию, основы вокала... Потому что у человека нередко — целый комплекс симптомов, на первый взгляд, не связанных с голосом, — подчеркивает врач. — Как-то земляк, занимающийся оперным пением, посетовал: его диапазон уже не так широк, как раньше. Оказалось, виной всему — камни в почках. Не раз случалось и такое: у исполнителя концерт на носу, а он так переволновался, что осип. Для голоса важна любая мелочь.


Звездные пациенты

Врач-фониатр «курировала» исполнителей, приезжавших в Могилев на Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер».

— Сопровождала их на концертах. Однажды перед выступлением делала заливку народному артисту РСФСР Ренату Ибрагимову — чтобы его голос чище звучал. Если нужна экстренная помощь, быстрый эффект, доктора прибегают к разным средствам: массажу, инъекциям, вливают певцу в гортань лекарства. Инъекциями стараюсь не злоупотреб­лять, предпочитаю щадящие методы лечения, — уточняет Елена Георгиевна. — Работать с популярными исполнителями комфортно. В большинстве своем таланты — интеллигентные люди, простые в общении. Сергей Пенкин, прославившийся уникальным голосом с диапазоном в четыре октавы, принес букет цветов.

Ради мощности звучания певцы на какие только ухищрения ни идут: кто-то пьет сырые яйца, кто-то непосредственно перед выступлением позволяет себе граммов 50 коньяка, кто-то пьет имбирный чай.

— Это не рецепты, потому что все очень индивидуально. Говорю как певица, которая попробовала имбирный чай. Мне эффект не понравился. Не советую тем, кто занимается вокалом, увлекаться травяными настоями из мяты и мелиссы: они расслабляют дыхательную мускулатуру, что плохо сказывается на голосе.


Мечты о сольнике

По мнению врача-фониатра, если у человека есть хоть какие-то природные данные, харизма и хороший наставник, он сможет петь:

— Голоса у всех разные по тембру, силе, окраске. Есть нежные, лирические, теплые, бархатные, глубокие и низкие. Голос можно поставить, он, как алмаз, поддается огранке, шлифовке. Врач-фониатр тоже в этом помогает.

Елена Георгиевна в теме давно. Когда училась в музыкальной школе, исполняла бардовские песни — из репертуара Окуджавы. Став доктором, увлеклась романсами.

— В моей творческой биографии был серьезный перерыв — лет в 10. Но как-то после концерта в больнице ко мне подошел наш руководитель художественной самодеятельности Александр Красик: «Тебе надо петь!», — вспоминает Крез, ныне принимающая пациентов в Центральной поликлинике Могилева. — Предложил исполнить композицию «Аве Мария». Получилось.

Поверив в себя, врач-фониатр занялась академическим вокалом, эстрадным пением.

— Когда тебе аккомпанирует духовой оркестр, эмоции переполняют, — признается доктор. — А приглашают меня в качестве исполнителя на городские праздники, фестивали.

В прошлом году фониатр вернулась с дипломом с Международного конкурса «Белорусская Романсиада». Теперь мечтает о сольнике, куда вошли бы разные композиции — от классики до не менее любимого ею джаза.


Сильный и звонкий

К фониатру идут не только певцы. Голос — орудие труда педагогов, дикторов, диспетчеров. Что больше всего вредит нашему «звучанию»? Курение, острая пища, газированные напитки, переедание — особенно на ночь. «Портится» голос и с возрастом: становится глухим, появляется хрипотца. Но у некоторых он и в 60 лет сильный, звонкий. Это влияние генетики. У мамы, бабушки Елены Георгиевны голоса и в пожилом возрасте оставались молодыми.

Голос надо беречь

Скольким людям за 21 год работы она помогла, Крез не подсчитывала: «Со счета сбилась бы. Сотням. А может, и тысячам».

— Голос легко перетрудить: сорвать, потерять. Поэтому драгоценный инструмент, данный природой, надо беречь. У вокалистов порой обнаруживаются на связках певческие узлы — что-то типа трудовых мозолей. Лечим. Навредить могут и сильные эмоции. Если человек часто громко говорит, кричит, это сказывается на голосовых складках. Так их правильно называть, а не связки, как принято. Связки, мышцы, слизистая оболочка — то, из чего складки состоят.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter