Марина Слуцкая добрая, веселая и очень улыбчивая. С ней легко в общении и, встретившись впервые, невозможно избавиться от ощущения, что знаком лет сто, не меньше. В детстве она три года играла на фортепиано, потом выжимала музыку из мехов баяна. Еще пела в хоре, танцевала, ходила на баскетбол, теннис, плавала, занималась лыжными гонками. Пока однажды не пришла на борьбу. В вольной закрепиться не удалось – девочкой она была, скажем прямо, габаритной, не всегда помещалась в свой вес, а в дзюдо верхней границы в весовых категориях никогда не было. Так что можно сказать, что на татами ее привела сама судьба.
– Тяжи все добрые, – улыбается Марина, растягивая губы, как те самые меха баяна, до ушей. – Большой человек не может быть злым. А спортивная злость – это совсем другое. Как ее разбудить? Иногда есть к сопернице личные счеты, так что лишних слов не нужно. Но чаще вперед ведет понимание того, что на кону стоят собственное имя, имя страны, финансовое благополучие. Меня, кстати, часто спрашивают: «Марина, почему тебя перед схваткой тренер все время бьет?» Настраивает! Чтобы я встряхнулась, проснулась. И я собираюсь, сосредотачиваюсь. Потому что злым во время схватки быть не нужно, а напористым и агрессивным – безусловно. Эмоции необходимо отключать, бороться с холодной головой.
Вообще-то Марина Слуцкая должна была бороться на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. И, быть может, даже победить. Но там произошла какая-то странная ситуация: Марину не повезли на несколько отборочных стартов, не дав набрать недостающих для норматива 40 квалификационных очков – это цена одной выигранной схватки!
– Официальная причина – несоблюдение тренерских установок. Звучит странно... – вспоминает сейчас (уже без слез) Марина. – Грустная тема, не хочу искать виноватых. Скажем просто: так сложились обстоятельства. Да, была после всего этого депрессия. Да, хотела закончить со спортом. Но решила: буду готовиться к чемпионату Европы. Как там все сложится – это и будет мне знак. Я выиграла. А потому продолжаю.
– Не поверю, что не смотрела дзюдо на Олимпиаде.
– Как раз в это время я со своими детишками из школы дзюдо была в спортивном лагере в Украине. Вечерами мы устраивали коллективный просмотр. Что сказать? С француженкой Эмили Андеоль, которая выиграла турнир, мы боролись на равных. Кубинку Идалис Ортис, которая стала второй, я побеждала. Для себя поняла главное: Олимпиада – это совершенно особенные соревнования, где многое значат уверенность в себе и крепкие нервы. Кто больше в себя верит, тот и выигрывает.
– Про свои нервы можешь сказать, что они у тебя, как канаты? Или как пояс от кимоно?
– На победном чемпионате Европы именно так и было.
Став сильнейшей на континенте и возглавив мировой рейтинг в супертяжелой категории, Марина готовилась сказать свое слово и на мировом первенстве, где рассматривалась одной из главных фавориток. Желание било через край. Тем более что раньше ей не удавалось на планетарных первенствах пройти дальше стартовой схватки. Не удалось и сейчас. Просто потому, что поехать на турнир не позволила травма.
– Я рыдала три дня! Мы провели тяжелейший и очень насыщенный сбор в Японии, отпахали в Стайках. Постепенно выходила на пик формы. А в июле боролась в Минске на Европейском кубке по дзюдо. Перед своими болельщиками хотелось выступить как можно лучше. Тем более что в моем весе собралась очень представительная компания. В том числе и украинка, выступающая под флагом Азербайджана, Ирина Киндзерская. Я у нее, к слову, выиграла, а она на чемпионате мира взяла бронзу. Трудно сказать, как бы там сложилось мое выступление, но в финале минского турнира получила повреждение на ровном месте. Думали, за недельку заживет, и буду как новая. Ан нет. Пришлось оперировать, и я только сейчас заканчиваю курс реабилитации, стала потихоньку выходить на татами. Сказать, что мне было обидно, значит ничего не сказать. Но не привыкать. С оптимизмом смотрю в следующий год: будет что доказывать и себе, и другим. Ее карьера выходит в зенит, однако Марина не только успешная спортсменка. Она еще и детский тренер. А этот факт делает Слуцкую фигурой в наших палестинах почти уникальной, выгодно отличающей ее от тех, кто постоянно мелькает на статусных мероприятиях и светских раутах, а делу предпочитает пустое слово.
– С детьми работаю уже на протяжении пяти лет. Всегда хотелось чему-то их научить, передать опыт. Сначала просто помогала подружке, а потом в одной из средних школ в Серебрянке открыла небольшую секцию дзюдо. И дело пошло. Расширились. Привлекли Регину Шатравскую, а недавно Саша Стешенко закончил карьеру. Вместе мы создали клуб дзюдо «Тигр». В Минске уже два зала – в Серебрянке и Кунцевщине, готовится к вводу в строй еще один, на Тракторном заводе. Главная политика клуба – доступные цены. Наши ребята постоянно ездят на соревнования (в том числе и международные), а приводить их в зал можно лет с 4 – 5. Взрослых, кстати, тоже принимаем – приходите, научим.
– Находить общий язык с детьми легко удается?
– У меня дисциплина. Родители даже удивляются иногда: ого, вы так строго с ним! Но зато мои детишки понимают, что если хочешь чего-то в жизни добиться, нужно работать и идти вперед. Хочется верить, что и мой личный пример их чему-то научит.
Слушай внимательно
В прошлую пятницу Марина Слуцкая была гостем авторской программы Сергея Канашица «Второе дыхание» на «Альфа Радио». В конце каждой недели звезды спорта обсуждают в студии все громкие события последних дней, а также делятся личными мнениями и переживаниями. В эту пятницу также будет много интересного.
Не пропустите, начало в 17:00.
s_kanashyts@sb.by,
фото Юрия Мозолевского