Петришенко — о перестройке в системе образования

Поступать надо правильно

В этом году вузы Беларуси планируют принять около 27,7 тысячи абитуриентов на бюджетную форму обучения. Чуть меньше — на платную форму. Ожидается увеличение приема на бюджетную форму на медицинские специальности, специальности в области техники и технологии, педагогические специальности. Объемы и структура контрольных цифр приема в 2022 году на уровень высшего образования определены с учетом потребностей экономики в кадрах. Прием документов в высшие учебные заведения начнется 18 июля. Какие особенности вступительной кампании этого года и что ждет систему образования в ближайшее время — об этом в интервью издательскому дому «Беларусь сегодня» рассказал заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко.

На все 100

— Игорь Викторович, начать нашу беседу хотел бы, как говорится, с горячей темы. С 1 по 9 июня в школах страны пройдут выпускные экзамены, и начнется централизованное тестирование. Как оно будет проходить в этом году? Достаточно ли школьной программы для его успешной сдачи и поступления в вуз?

Фото  БЕЛТА

— Отмечу, что централизованное тестирование в этом году будет проходить в обычном режиме. Серьезных новаций не будет. Единственное изменение коснется времени, которое дается на выполнение тестов по математике и физике: оно увеличивается на 30 минут и составит 210 минут. Пунктами проведения централизованного тестирования и пунктами регистрации для его прохождения в 2022 году определено 41 учреждение.

Отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что при создании тестовых заданий для проведения ЦТ учитывается исключительно программа средней школы. Весь тестовый материал, предлагаемый для проведения испытания, проходит многократную как внутреннюю, так и внешнюю экспертизу. Для повышения качества тестового материала задания приведены в соответствие со стандартными формулировками учебных пособий. Исходя из вышесказанного, для успешной сдачи ЦТ и участия в конкурсе для получения высшего образования достаточно освоить материал средней школы.

— Насколько известно, с 2023 года в школах планируется ввести совмещенный с централизованным тестированием единый экзамен. Расскажите подробнее об этой новелле и будут ли проводиться дополнительно в школе устные экзамены?

— Действительно, в 2023 году планируется введение централизованного экзамена, который будет совмещен с централизованным тестированием. И результаты данного экзамена засчитываются при поступлении в учреждения высшего образования. Планируется, что учащиеся 11-го класса в качестве выпускных будут сдавать два экзамена в виде централизованного экзамена: «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося), «Математика». Иных экзаменов в 11-м классе не будет.

Теперь расскажу, какие же задачи мы преследуем при введении централизованного экзамена. Рассчитываем, что уменьшится нагрузка на учащихся 11-х классов, повысится ответственность учителя за качество своей работы и унифицируются формы проведения выпускных экзаменов и вступительных испытаний. Планируется, что ЦЭ будет проводиться в мае. 

В этом году вузы Беларуси планируют принять около 27,7 тысячи абитуриентов на бюджетную форму обучения.

Общие принципы его проведения идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации и проведении ЦТ. В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение, определен Республиканский институт контроля знаний, который занимается проведением централизованного тестирования. 

Отметка, полученная на ЦЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. РИКЗ предложены шкалы перевода из 100-балльной шкалы в 10-балльную. С учетом уже имеющегося опыта проведения ЦТ предлагаются следующие шкалы перевода. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки, полученной на ЦЭ. Проверка и оценивание работ будет осуществляться в РИКЗ компьютером с помощью програм­много обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов. По итогам выполнения заданий будет выдан сертификат с указанием количества баллов по 100-балльной шкале. Отметка далее будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки, полученной на ЦЭ.

Рабочий нынче в моде

— А если в целом говорить, то какие специальности сегодня наиболее востребованы у молодежи и каких специалистов все-таки не хватает в стране? Какие стимулы разрабатываются для популяризации рабочих специальностей?

— Согласно статистике, в 2021 году наиболее востребованными у абитуриентов были медицинские специальности, специальности IT-сферы. Так, в БГУИР для поступления на специальность «программное обеспечение информационных технологий» абитуриент должен был получить не менее 371 балла, для того чтобы стать студентом столичного медицинского вуза по специальности «стоматология», абитуриент должен был получить не менее 387 баллов. В Гомельском государственном техническом университете имени Сухого конкурс на специальность «информационные системы и технологии» составил более шести человек на место, а в БНТУ на специальность «механические и электромеханические приборы и аппараты» — более пяти человек на место. 

При этом надо понимать, что конкурс формирует не только желание абитуриента, но и количество мест. Прогнозирование объемов подготовки в системе образования напрямую зависит от потребностей рынка труда. 

Думаю, что в этом году востребованными останутся те же специальности, как и в предыдущие годы. В тренде — инженерные, управленческие и IT-специальности, а также профессии, связанные с биологией и химией. Также полагаю, что с развитием онлайн-сервисов увеличится спрос на логистические специальности.

Однако будущим абитуриентам не стоит забывать про рабочие специальности. Это профессии, по которым существует значительная потребность в специалистах. Срок получения образования на уровне профессионально-технического и среднего специального значительно меньше, чем на уровне высшего образования, и получить специальность можно за более короткий промежуток времени, а значит, и рабочее место тоже. 

Что касается популяризации рабочих профессий, то учреждения образования во взаимодействии с организациями — заказчиками кадров проводят комплексную работу. Организуются экскурсии на производство и дни открытых дверей учреждений профессионального образования. Учащиеся знакомятся с условиями труда в той или иной профессиональной области, спе­цификой профессиональной деятельности, перспективами профессионального роста. Также оборудуются кабинеты профориентации в учреждениях образования, проводятся различные конкурсы профессионального мастерства. 

Стратегический ресурс страны

— Недавно во время совещания по вопросу обеспечения законности и правопорядка Президент нашей страны Александр Лукашенко потребовал провести серьезнейшие перестройки в системе образования. Расскажите, пожалуйста, какие изменения ожидаются и как они будут происходить?

— К вопросам системы образования всегда самое пристальное внимание со стороны Главы государства и Правительства. Очевидно, что эта отрасль является важнейшим стратегическим ресурсом для развития государства и общества в целом.

Хотел бы отметить, что основные новшества, которые ожидаются с нового учебного года, связаны в первую очередь со вступлением в силу с 1 сентября новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании. Они коснутся всех: воспитанников детских садов, обучающихся, работников сферы образования, родителей.

И нацелены они в первую очередь на улучшение деятельности системы образования по всем направлениям, включая повышение качества и доступности образования, формирование у молодого поколения устойчивой мотивации в получении образования и трудоустройстве в своей стране, реализации своего потенциала и способностей на ее благо.

Также особое внимание будет уделено анализу содержания учебников. На совещании, о котором вы упоминали, Президентом было еще раз обращено внимание на их качество. Хотел бы напомнить, что поэтапное обновление всех школьных учебников завершилось в прошлом году. Поэтому для выполнения поставленной задачи Мин­образования начата работа по анализу этих учебных изданий, взаимодействию авторов учебных пособий и учителей-предметников. 

При этом подчеркну, что работа над учебником — это непростой труд. С одной стороны, учебник должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным и доступным для восприятия, а с другой — сохранять и необходимую образовательную функцию.

Комплексная работа по совершенствованию учебных пособий будет идти на постоянной основе, в том числе будет проводиться опытная проверка учебников, анкетирование участников образовательного процесса. Результаты этой работы, все выявленные недочеты, ошибки будут учтены при их переиздании.

Очевидно, что все это позволит вывести образование на новый качественный уровень, как того требует Глава государства.

Учебник должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным и доступным для восприятия, а также — сохранять и необходимую образовательную функцию.

— Вы уже упомянули, что с нового учебного года вступает в силу новая редакции Кодекса об образовании. Если тезисно, то что в корне изменилось и как эти новации повлияют на систему образования в стране?

— Надо сказать, что в новой редакции кодекса достаточно много изменений и дополнений, которые касаются как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней. Поэтому хотел бы остановиться на ключевых.

Закрепляется принцип обязательности получения общего среднего образования. Полагаем, что эта норма фактически закрепляет уже достигнутый уровень образования. Отмечу, что на сегодняшний день практически все выпускники базовой школы получают общее среднее образование.

Усиливается воспитательная составляющая образования. К целям образования наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности отнесены формирование патриотизма, гражданственности. Важными моментами в воспитательной работе во внеучебное время выделяется формирование у обучающихся уважения к закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.

Значимой для общества новацией считаю предоставление возможности целевой подготовки кадров для организаций, расположенных в населенных пунктах независимо от численности населения. При этом данная норма реализуется в ходе вступительной кампании этого года. 

Предусматривается развитие дистанционной формы как самостоятельной формы получения образования (ранее она была всего лишь разновидностью заочной), а также вводится сетевая форма обучения, позволяющая учреждениям образования использовать современные ресурсы и материально-техническую базу других учреждений образования и организаций при обучении учащихся и студентов. 

С нового учебного года статус молодого специалиста будет предоставляться также выпускникам, получившим образование на условиях оплаты и изъявившим желание получить распределение на первое рабочее место. Это создаст равные возможности для обучавшихся за счет средств бюджета и на условиях оплаты в получении первого рабочего места. 

Вводится единое наименование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — колледж. Новой редакцией кодекса также преду­смотрено повышение требований ко всем участникам образовательного процесса. Так, педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания, а к обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Все эти и многие другие новации кодекса направлены на дальнейшее совершенствование государственной образовательной политики и, безусловно, будут способствовать повышению качества белорусского образования и дальнейшему укреплению его престижа.

Ставка на патриотов 

— События последних лет показали, насколько важно патриотическое воспитание и идеологическая составляющая в воспитании молодого поколения. Какая работа сейчас проводится?

— Хочу сказать, что в настоящее время государством усилено внимание к решению задач гражданского, патриотического, нравственного воспитания молодого поколения, формирования у него гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому Беларуси, бережного отношения к традициям своего народа.

Нас заботит не только качество полученных выпускниками учреждений образования знаний, умений и навыков, но одновременно и уровень их мировоззрения, гражданской зрелости, нравственной культуры личности. Перед системой образования поставлена четкая задача, чтобы из стен учреждения образования выходил настоящий гражданин и патриот своей страны.

Работа по патриотическому воспитанию охватывает все уровни образования. С детского сада воспитанники приобщаются к изу­чению истории своей страны, города, поселка. При поступлении в школу 1 сентября от имени Главы государства первокласснику вручают подарок — книгу «Беларусь — наша Радзіма». Ее содержание направлено на знакомство детей с историей Беларуси, природными богатствами, людьми, которые прославили Родину своим талантом, трудом и подвигом. 

Огромный воспитательный потенциал заложен непосредственно в учебной деятельности. Защита и сохранение исторической памяти являются обязательным компонентом содержания учебного процесса, в первую очередь — социально-гуманитарных дисциплин.

Работа по патриотическому воспитанию охватывает все уровни образования.

С нынешнего учебного года в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Главной его задачей является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, формирование у учащихся патриотического осознания для защиты Отечества и обязательной подготовки к военной службе.

Сегодня внедряется новая форма работы с детьми и молодежью — создание военно-патриотических клубов на базе воинских частей. 

В учреждениях образования реализуются проекты, акции, мероприятия гражданской, военно-патриотической направленности, объединенные темой Великой Отечественной войны: республиканская акция «Беларусь помнит», республиканская патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним», Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» и другие.

В целях формирования у молодого поколения активной гражданской позиции, готовности в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны в учреждениях образования проводятся встречи должностных лиц с молодежью в формате открытого диалога в ходе единых дней информирования и при проведении диалоговых площадок. В учреждениях общего среднего образования успешно реализуется проект «Школа активного гражданина», который направлен на расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях и процессах в Республике Беларусь и за рубежом, развитие умений анализировать информацию, вести дискуссию о проблемах современного общества.

Работа в данном направлении будет продолжена.

— Какую роль общественных объединений вы видите в системе образования? 

— В республике выстроена системная работа по поддержке молодежных и детских общественных объединений, их активному вовлечению в разработку и реализацию государственной молодежной политики. 

Хотел бы отметить, что все значимые общественно-политические мероприятия в стране организуются и проводятся с участием актива молодежных общественных объединений. Члены общественных объединений задействованы в проведении диалоговых площадок, встречах с населением, общественно-политических, военно-патриотических и социально-культурных мероприятиях.

Самыми многочисленными молодежными общественными объединениями является ОО «БРСМ» и ОО «Белорусская респуб­ликанская пионерская организация». Они принимают активное участие в реализации государственной молодежной политики и зарекомендовали себя конкретными делами.

В ОО «БРСМ» используется, как правило, проектный подход к проведению мероприятий. Длительное время реализуются патриотический проект «Цветы Великой Победы», инновационный проект «100 идей для Беларуси», культурно-досуговые проекты «Властелин села», «Олимпия». 

При поддержке государственных органов объединение проводит значительную работу по развитию студотрядовского движения, хорошо зарекомендовали себя волонтерские отряды «Доброе Сердце». Члены ОО «БРСМ» оказывают помощь одиноким людям, принимают участие в благоустройстве населенных пунктов, наведении порядка на воинских мемориалах и захоронениях.

Пионеры и октябрята активно участвуют в тимуровском движении: республиканские акции «Ветеран живет рядом», «Никто не забыт», «Обелиск», «ДобраДел», «ЭкоТимуровцы», «Тимуровцы.by».

Но потенциал детских и молодежных общественных объединений еще далеко не исчерпан. Надо искать новые проекты, новые подходы. Надо привлекать к себе молодежь. Об этом говорил и Глава государства на недавней встрече с пионерским активом. 

— В 2022-м по всей стране успешно прошли «Уроки памяти». Станет ли это хорошей традицией?

— Действительно, в этом году новой формой работы по патриотическому воспитанию обучающихся стало проведение во всех учреждениях образования уроков памяти «Нам этот мир завещано беречь», посвященные Великой Победе, сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. В их проведении приняли активное участие высшие должностные лица, представители государственных органов, организаций, общественных объединений, а также видные общественные и государственные деятели. 

Такая нестандартная форма проведения урока вызвала интерес у учащихся, позволила донести до них объективную информацию о вкладе белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне, героическом наследии народа как важнейшей составляющей исторической памяти, геноциде народа Беларуси, воспитании уважительного отношения к историческому прошлому.

Уверен, что практика проведения подобных мероприятий будет продолжена.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter