Война и мир майора Гаврилова
Он женился на женщине с ребенком после безуспешных поисков первой жены. Но в 1956 году Екатерина Гаврилова нашлась — лежала парализованная в доме‑интернате под Ивацевичами. «Маша, ты — моя жена. Я везу Екатерину к нам домой» — телеграмма с коротким и емким текстом ушла из Бреста в Краснодар. Со второй супругой они досматривали первую до самой ее смерти. Таков был человек Петр Михайлович Гаврилов. Последний известный защитник Брестской крепости. Герой Советского Союза.
«Это война»
Его именем названы улицы в Бресте, Казани, Краснодаре, Иркутске… Его имя носят школы. О нем сняты фильмы. К 75‑летию Великой Победы в мемориальном комплексе «Брестская крепость‑герой» открылась экспозиция «Оборона Восточного форта» — в казематах укрепления, где отважный майор организовал оборону, уже побывали тысячи человек.
С историком Еленой Владимировной Харичковой, почти полвека проработавшей в мемориальном комплексе (25 из них заместителем директора по научной работе), идем к Восточному форту по липовой аллее. Зеленеют молодые деревца, не видевшие разрывов снарядов и человеческой крови. Пусть так и будет. А память о войне сохранят отмытые от гари, отреставрированные стены старого форта, где каждый кирпичик дышит страшным 1941‑м.
Елена Харичкова.
— В крепость Петр Гаврилов впервые после войны приезжал в 1956 году, тогда и нашел он Екатерину Григорьевну. Кто‑то из присутствовавших рассказал, что она в интернате. Поехал и забрал, увез в Краснодар, — Елена Владимировна видела ту самую телеграмму, отбитую Гавриловым второй супруге. — Отношение к женщинам, к чужим детям — кровных у Петра Михайловича не было — характеризуют его как человека. Некоторые говорили, что как офицер он был грубым. Я бы сказала по‑другому — жестким. И он хорошо понимал, какая в 1941‑м сложилась обстановка.
…В Брестскую крепость 44‑й стрелковый полк под командованием Петра Гаврилова перевели за два месяца до начала войны. Командиру полка на тот момент было 40 лет. Из крестьянской семьи, в 1939 году он окончил Военную академию имени Фрунзе. Формировал 44‑й стрелковый полк под Ленинградом, с которым прошел советско‑финскую, так что командиром был боевым — опытным, въедливым, дотошным.
Елена Харичкова читала воспоминания героя:
— Он понимал, что обстановка тяжелая. Допускал, что Гитлер может разорвать мирный договор с СССР. Говорил об этом, а его обвинили в распространении тревожных настроений, на 27 июня планировалось рассмотреть его дело на партсобрании. Накануне войны Петр Михайлович вернулся домой в два часа ночи из штаба дивизии. Жена и приемный сын спали. Выпил стакан молока и тоже лег спать. В 4 утра — грохот, взрывы. Поднял жену, велел одеться и спускаться в подвал и со словами «это война» ушел…
С женой Марией.
Гаврилов организовал оборону Восточного форта, которая продолжалась до 29 июня, пока фашисты не сбросили на него потрясшую весь Брест детонацией авиабомбу в 1,8 тонны. Командир с остатками своей группы укрылся в казематах. Несколько дней они отстреливались. А после Гаврилов защищался в одиночку…
Забвение и слава
«…пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей» — цитата из книги Сергея Смирнова «Брестская крепость».
Восточный форт.
Некоторое время Гаврилов провел в лагере на окраине Бреста.
Потом гитлеровцы вывезли военнопленного в Германию, и только в мае 1945‑го защитник крепости был освобожден. После фильтрационного лагеря и спецпроверки его восстановили в звании майора и отправили на Дальний Восток начальником отдела лагеря для японских военнопленных.
— Ирония судьбы — сам был в плену, а потом вынужден был смотреть за себе подобными, — продолжает Елена Харичкова. — Потом его демобилизовали, и он вернулся в родную Татарию. Земляки встретили фронтовика враждебно.
Как потом вспоминал сам Гаврилов, не допустили даже к уборке картофеля, забрасывая вслед клубнями. Ситуация сложилась такая, что он был вынужден уехать. Выбрал Краснодар, так как служил там в годы Гражданской войны. На Кубани жили его однополчане.
— Смирнов записал на Всесоюзном радио цикл передач «В поисках героев Брестской крепости» и уехал в отпуск. А в Москву вернулся знаменитым. Его ожидала куча писем — писали все, кто мог. Очень много было писем о Гаврилове. Но Сергей Сергеевич тогда не знал, как его разыскать. Через Минобороны нашел, — рассказывает Елена Харичкова. — Они подружились — переписывались, встречались. Смирнов помог ему восстановиться в партии.
Звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Петр Гаврилов был удостоен в 1957 году.
В Брест навечно
Елена Харичкова познакомилась с Петром Михайловичем Гавриловым в 1975 году.
— Было 30‑летие Победы. Защитники собрались в крепости. У меня в памяти сохранился эпизод: коренастый, невысокого роста седой старик с палочкой в мундире майора с наградами сидит напротив композиции «Жажда». Петру Гаврилову к тому времени исполнилось 75 лет. Нам, сотрудникам музея, было интересно на него посмотреть. Скромным он был, негромким.
Умер легендарный комполка в 79 лет. Завещал похоронить в Брестской крепости. Петра Михайловича похоронили на Гарнизонном кладбище, это недалеко от капонира у Северных ворот, где он принял свой последний бой.
— Доставленный из Краснодара самолетом гроб установили в здании музея. Как сейчас помню, был снежный непогожий день января. Но пришло очень много людей, было много цветов, венков. На кладбище люди шли за грузовиком с гробом пешком.
Елене Харичковой довелось не раз общаться с супругой Гаврилова Марией Григорьевной. Ее судьба была такой же непростой, как и у Петра Михайловича. Первый муж погиб при обороне Ленинграда, за Гаврилова она вышла замуж с больной дочкой на руках, которая вскоре умерла.
Мурал Петру Гаврилову на одном из жилых домов по одноименной улице.
Мария Гаврилова не раз бывала в Бресте. А Елена Харичкова ездила в Краснодар забирать архив и вещи защитника крепости после его смерти:
— Петру Михайловичу много писали ветераны. В письмах — искреннее отношение к нему. Гаврилов очень многим помогал восстановить доброе имя. Как говорила Мария Григорьевна, их с Петром Михайловичем двухкомнатная квартира была проходным двором. Мы забрали пишущую машинку, письма, шкаф с книгами, кресло, письменный стол и при содействии местных властей отправили контейнер в Брест.
В Восточном форте
Это нужно живым
В музейной экспозиции «Оборона Восточного форта» есть муляж той самой бомбы, что сбросили фашисты на Восточный форт в 1941‑м. В семи залах экспозиции представлено более 300 экспонатов, которые знакомят посетителей с историей форта, событиями обороны и судьбами защитников. А в импровизированном кинозале транслируется документальный фильм «Восточный форт».