Я видел много портретов Якуба Коласа — живописных, графических, скульптурных. И больших, даже гигантских (бронзовый памятник работы Заира Азгура на минской площади), и маленьких, как зерно. Сотни художников обращались в своем творчестве к изображению классика белорусской литературы, автора хрестоматийных текстов, как поэтических, так и прозаических. Но, на мой взгляд, лучший портрет Якуба Коласа, самый выразительный и лаконичный, написал в 1967 году Владимир Стельмашонок. Прошло пятьдесят лет, однако эта работа и сегодня привлекает внимание, поражает, удивляет, вызывает восхищение.
Как во всяком шедевре, в этом портрете нет ничего лишнего. Он прост, ясен и выразителен. Да, скорее всего, Колас никогда не появлялся на людях в широкополой шляпе, сдвинутой на затылок, и в расстегнутой домотканой сорочке, грубой свитке, накинутой на плечи. Но у Владимира Стельмашонка он именно такой. Шляпа, сдвинутая на затылок, воспринимается нимбом, а поэт похож на пророка, идущего по родной земле, по сжатому осеннему полю, под серым октябрьским небом. Он глядит на мир спокойно и немного отрешенно.
Да, он очень похож на свои стихи, ставшие народными песнями, и на прозу, сложенную из веских, всем понятных слов. Глядишь на такого Якуба Коласа и вспоминаешь строчки, мелодии начинают звучать. Даже глуховатый голос поэта слышишь...
Не сразу получился этот знаковый и хрестоматийный портрет. Путь к нему был долгим. Первую попытку запечатлеть великого современника художник сделал в 1952 году. Он писал Якуба Коласа в рабочем кабинете за столом. Академик позировал молодому художнику, еще студенту, в костюме: пиджак застегнут на все пуговицы, на груди ордена, медали и даже депутатский значок. Когда тот портрет был завершен, Якуб Колас посмотрел и коротко сказал: “Занадта суровы...”
И следующий портрет, написанный через несколько лет, не стал шедевром. Художник еще не был готов, образ великого сына белорусской земли не сложился.
В 1967 году все сошлось воедино. Кажется, что художник будущую работу увидел, может, она приснилась ему, а потом он лишь быстро перенес все на полотно. Портрет сделала законченным самодельная рама из досочек с узорами и цветами. Говорят, многие упрекали художника столь скромной рамой. Но прошло пятьдесят лет, и эти наивные и будничные доски срослись с изображением Якуба Коласа, как старинный, почерневший оклад с древней иконой.
Портрет великого поэта — одна из жемчужин коллекции нашего Национального художественного музея.
О портрете Владимира Стельмашонка «Якуб Колас»
Портрет поэта
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.