Считанные минуты
Автовыпуск, то есть растаможка товаров практически без вмешательства инспекторов, позволяет значительно ускорить процедуру. Товары, которые перевозят автомобилями, автоматически оформляют уже достаточно давно. А вот оформить железнодорожные грузы в ускоренном режиме в Минском регионе можно пока только на станции Молодечно.
Здание ПТО находится совсем рядом с вокзалом города. В это трудно поверить, но пограничный досмотр и таможенный контроль грузов проходят не только на границе, но и почти в центре страны.
— Для выпуска под процедуру таможенного транзита товаров в автоматическом режиме существуют определенные условия. Во-первых, груз направляется именно в нашу страну и только железнодорожным транспортом. Исключение делается лишь для некоторых грузов, следующих в Украину, потому что таможенным органом назначения остается ПТО на территории Беларуси — скажем, в Лунинце. Во-вторых, нужны безукоризненно заполненные электронные таможенные декларации. Кроме того, товар должен перевозиться в одном контейнере или вагоне и относиться к числу тех, где минимальны риски нарушения таможенного законодательства, — перечисляет Сергей Жогал, начальник Молодечненского таможенного поста.
При соблюдении всех этих условий таможенные документы оформляются в течение считанных минут: пока компьютер проверит сведения на правильность и корректность, а товар — на установленные профили риска. Правда, совсем без участия человека пока не обойтись: инспектор должен проставить на документах свои отметки, подписи и штампы.
Таможенный инспектор проверяет средства идентификации и проводит радиационный контроль.
Риски и просчеты контрабандистовВпрочем, было бы ошибочным полагать, что отныне на РПТО стало мало работы. Процедура автовыпуска применяется в отношении примерно 28 процентов поданных деклараций — это немало, но далеко не все. Пункт таможенного оформления работает круглосуточно и за 24 часа выпускает все, что следует транзитом по нашей железной дороге в другие страны ЕАЭС, Китай, а также в обратном направлении, в Евросоюз.
Как раз сейчас на третьем пути стоит состав из Литвы, один из контейнеров которого вполне может попасть под процедуру автовыпуска. Все документы на него в порядке и поданы заблаговременно, пунктом назначения является станция Колядичи, а металлические замки и прочие механизмы трудно сделать товарами прикрытия для контрабанды. Такие контейнеры таможенники вскрывают для проверки крайне редко и только при наличии серьезных подозрений. Опытные инспекторы и самостоятельно оценивают «риски».
Без веских оснований опломбированные контейнеры вскрывают редко.
— Особое внимание привлекали сборные грузы, — Валерий Кушель, заместитель начальника отдела таможенных операций и контроля Молодечненского таможенного поста, раскладывает на столе натурный лист — распечатку с номерами поезда, вагонов и перечнем их содержимого, станциями отправления и назначения. — Когда в контейнере находится большой перечень товаров, всегда есть вероятность, что недобросовестный отправитель вложит туда что-то дополнительно. Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор — те, кто формировал груз, могли просто ошибиться. Ну и есть такое понятие, как целесообразность. Перемещение товаров по железной дороге — удовольствие недешевое. И тут мы видим товар, который по сравнению с перемещением стоит мизер, — например, контейнер картона, следующий в Литву. По документам все в порядке, система учета рисков ничего настораживающего не заметила. Но опыт подсказывал, и мы решили досмотреть контейнер. Как оказалось, не зря: под картоном обнаружили крупную партию сигарет. Иногда не выдерживается логистика. Например, из Литвы в Таджикистан в закрытом вагоне следуют автомобильные кузова. Это не совсем типичный товар для страны назначения. Двигатели, узлы, агрегаты — да, но бывшие в употреблении кузова? После полной разгрузки вагона обнаружили среди недорогих машин шесть люксовых автомобилей «Мерседес» и БМВ, каждый стоимостью от 80 тысяч долларов. Все они находились в международном розыске. По решению суда эти авто обращены в доход государства.
Без участия человека пока не обойтись: инспектор должен проставить на документах свои отметки, подписи, штампы.
Работа за двоихС 1 января 2019 года сотрудников РПТО «Молодечно» и «Полоцк» ожидает еще один эксперимент: им передадут некоторые функции пограничной службы.
— С зимы таможенники проходят обучение пограничному контролю на базе Института пограничной службы в Бресте. Вот и сейчас там учатся 9 человек, — рассказывает Сергей Николаевич. — В каком объеме будем выполнять функции пограничного контроля в Молодечно, пока точно неизвестно. Возможно, это будет паспортный контроль, досмотр транспортных средств. Но мы готовимся к выполнению задачи в полном объеме.
В Молодечно пограничники проверяют документы машинистов и их помощников, следующих в Европу, — около 80 человек в сутки. Это не так просто, как кажется: следует осмотреть паспорт, внести информацию в базу данных, проверить по определенным критериям.
Кроме того, в пункте пропуска следует поддерживать соответствующий режим. С автомобилями на границе несколько проще — там есть ограждение, которое просто так не проедешь. На железной дороге режим устанавливается, когда прибывает состав. Пограничники тщательно осматривают его в поисках нелегальных пассажиров, а уж потом к поезду допускают таможенников, работников станции. Кстати, собаки при досмотре не задействованы — им нельзя работать там, где много горюче-смазочных материалов. Помочь пограничникам осматривать вагоны может разве что система видеонаблюдения.
Все эти меры призваны содействовать сокращению сроков оформления при процедуре таможенного транзита, а значит, скорейшему перемещению грузов и, как следствие, развитию бизнеса.