Источник: Знамя юности
Знамя юности

Зачем нужна палочка и падают ли зрители в оркестровую яму? Дирижер Дмитрий Матвиенко отвечает на вопросы о своей работе

Пора по палочкам

Чтобы найти язык с каждым музыкантом, дирижер, уверен Дмитрий, должен быть еще и хорошим дипломатом

1. Итак, хочу стать дирижером. С чего начать?

– Задать себе вопрос «зачем». Первые годы работы дирижер думает исключительно о реализации своих амбиций. Реже – о том, что именно он может помочь музыкантам делать свою работу лучше. Потом, если у дирижера все хорошо с совестью, он задумывается: «А зачем я вообще здесь нужен?» И если он отвечает на этот вопрос, приходит понимание того, что дальше делать.

2. Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть партитуры? 

– Дирижер нужен для того, чтобы 80 человек смогли сыграть одновременно. Объясню на примере. В начале XX века в России создали «Персимфанс» – первый симфонический ор­кестр без дирижера. «Персимфанс» состоял исключительно из профессионалов, но очень скоро распался: оказалось, без дирижера работать быстро невозможно. Программу, которую можно выучить с дирижером за одну-две репетиции, без дирижера приходилось осваивать за 60 репетиций. 

3. Кто придумал дирижировать палочкой?

– Был такой французский композитор Жан-Батист Люлли, который однажды решил помогать музыкантам жестами. Только у него была не палочка, а жезл, которым он отбивал такты. Есть легенда, будто бы, дирижируя своим произведением на одном из концертов, Люлли поранил ногу наконечником жезла. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену, от которой Жан-Батист скончался. Такой вот странный поворот судьбы: дирижер умер от собственной дирижерской палочки.

4. Чья зарплата выше: дирижера или первой скрипки?

– Если говорить о главном ди­рижере и концертмейстере оркестра, выше у дирижера. А вообще самые высокие гонорары у оперных певцов. 

5. Почему есть первая скрипка, но нет, например, первого тромбона? 

– На самом деле в каждой группе музыкантов есть первые и вторые голоса, будь то духовые инструменты или струнные. Другое дело, что концертмейстер (которого иногда называют первой скрипкой) – это второй музыкант в оркестре после дирижера, его первый помощник, советчик и правая рука. 

6. Дирижеры сами умеют играть на музыкальных инструментах?

– Все без исключения. Это связно с тем, что дирижерская профессия, как правило, вторая после основного инструмента. Обычно это скрипка, виолончель или фортепиано. Я, например, играю на фортепиано. 

7. Оркестр может высказывать дирижеру свое несогласие с трактовкой произведения? 

– Музыканты имеют право на то, чтобы не согласиться с дирижером и выразить тем или иным образом свое недовольство. 

8. Как во время концерта сказать музыканту, что он лажает? 

– Чаще всего музыкант сам это понимает. Если не понимает, нужно не паниковать и стараться перенаправить его определенными жестами. В этом заключается одна из задач дирижера: он отстраивает в том числе музыкальный баланс. 

9. Дирижеры бьют музыкантов палочкой? 

– Нет. Эпоха, когда дирижеры могли позволить себе замахнуться на музыкантов, к счастью, давно прошла. Я слышал старые записи репетиций дирижера Артуро Тосканини, который буквально орал на музыкантов и, кажется, даже как-то травмировал одного аль­тиста. Сейчас дирижер не подчиняет музыкантов своей воле, как это было раньше. Он один среди равных. Дирижер просто предлагает свой вариант трактовки му­зыкантам. Он больше друг, нежели палка.

10. Что делать, если не успел перевернуть страницу?

– Такое часто бывает, кстати. Последний раз у меня подобная ситуация случилась неделю назад, когда я выиграл конкурс в Италии. Что делать? Учить партитуры. Были истории в одном из театров, когда музыканты дирижеру, который им не нравился, скрепляли страницы степлером. В таких случаях тоже неплохо бы знать музыку наизусть.


11. Руки болят после спектакля? 

– Руки болят у дирижеров, которые плохо владеют техникой: значит, где-то идет зажим. А вообще в теле ничего не должно болеть. 

12. Дирижер оркестра может стать дирижером хора?

– Чаще всего у дирижера, который работает в опере, нет шансов избежать работы с хором. А вот если он работает с симфоническим оркестром, такое редко, но бывает. С хором любой дирижер сталкивается так или иначе. 

13. Зрители часто падают в оркестровую яму? 

– Это что-то из области фантастики. А вот режиссер на моей памяти как-то упал в яму, да. 

14. Кто круче: Моцарт или Бетховен?

– The Beatles.

ДМИТРИЙ МАТВИЕНКО 

Родился в Минске. В 2009 году окончил Республиканскую гимназию-колледж при академии музыки. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, затем в Московской консерватории, которую окончил в 2017 году. Два сезона работал с хором MusicAeterna Пермского театра оперы и балета. Приглашенный дирижер нескольких московских оркестров, среди которых «Новая Россия» и «Виртуозы Москвы». 

С этого сезона – дирижер Большого театра Беларуси. 

leonovich@sb.by 

Фото из личного архива Дмитрия Матвиенко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter