![](/upload/iblock/452/452d404a38a8aea62a353710f265e0ba.jpg)
Возвращение к пройденному
ТЦ «Галилео» возле железнодорожного вокзала. Каждый второй магазин здесь зазывает покупателя скидками в 40, 50, а то и 70 процентов. По данным ряда экономических исследований, бизнес оценил сокращение спроса на внутреннем рынке на 59 процентов. Поэтому торговля и прибегла к стратегии снижения цен.
— За апрель и май очередь была пару раз в аптеку, — рассказывает мне продавец Дарья. — Наши продажи упали тогда на 80 процентов. Сейчас покупатели приходят и в выходные, и по вечерам в будние дни после работы. Начиная с июня, продажи поднялись, по моим оценкам, приблизительно на 40 процентов.
![](/upload/iblock/e0c/e0cb7b24a93a6028d0323275aed9e72f.jpg)
На вопрос, снизили ли им арендную ставку, Дарья отвечает, что директор в эти дела ее не посвятил. То же утверждает и ее сосед Александр, который продает аксессуары для телефонов. Он делится своими впечатлениями по ситуации с коронавирусом в своем торговом сегменте:
— В какой-то момент почти до нуля упали все продажи. Но людям надоело сидеть дома. Сейчас посещаемость выше на 30 процентов. На мой взгляд, только ближе к ноябрю получится выйти на тот оборот, что был до карантинных мер.
Руководство торгового центра от комментариев по поводу снижения аренды отказалось, сославшись на коммерческую тайну. К слову, эта мера для частных арендодателей несет скорее рекомендательный характер. При этом каждый понимает, что если не поддержать своих арендаторов, то через несколько месяцев площади будут простаивать без дела.
![](/upload/iblock/d3d/d3d19e6ce2e8c6a01afb0e371240b28b.jpg)
Арендные льготы
Следующий торговый центр на нашем пути — «Столица». Здесь трафик посетителей снизился, по словам начальника управления по эксплуатации Сергея Масловского, на 70 процентов:
— Уже с марта мы инициировали поддержку арендаторов. Им необходимо было снизить бремя аренды и сохранить рабочие места. С этим решением мы вышли на Мингорисполком.
![](/upload/iblock/bd9/bd96bc7f5040c713ac4274b6278bec5b.jpg)
В итоге арендную ставку удалось снизить с 1 мая до 31 августа на 50 процентов для розничной торговли и с 1 июня до 31 декабря на 20 процентов для объектов общественного питания и услуг в случае если у них сократилась выручка.
Из-за дистанцирования и карантинных мероприятий в «Столице» тоже было немноголюдно. Сейчас прирост покупателей заметен. Повлияла на посещаемость и хорошая погода.
— Мы тщательно контролируем, чтобы наши продавцы, особенно те, кто работает с продовольственными товарами, соблюдали масочный режим, а дозаторы были заправлены антисептиками. Безопасная дистанция также обеспечивается, — рассказывает Сергей Масловский.
![](/upload/iblock/a72/a72710aa49bea1a957e8db1b61630d94.jpg)
Учитывая, что торговый центр ориентирован в основном на туристов, здесь продавалось много сувенирной продукции. Сегодня осталась лишь парочка подобных «островков». А вот магазины товаров для детей, детские развлекательные центры, контактный зоопарк, к сожалению, закрылись. Экономически для них стало неподъемным нахождение в центре. Вообще, с апреля пошел отток арендаторов, которые были ориентированы на узкую торговую специализацию.
Сейчас в центре стараются уделить больше внимания комфорту посетителей. Занялись теми делами, которые раньше откладывались. Стали приводить в порядок паркинг, на верхнем уровне сделали освещение. По словам Сергея Масловского, сейчас центр стал своеобразным средоточием национальных брендов — квадратные метры здесь арендуют фирменные магазины белорусских предприятий легкой промышленности.
Решив пообщаться с представителями торговли, мы с фотографом возле небольших магазинчиков нашли записки с номерами телефонов. Подошли к магазинчику, где продают чай и кофе, пообщались с продавцом:
![](/upload/iblock/2a1/2a1fa917da734a39fcc6ff6750a07817.jpg)
— Летом всегда немного посетителей — отпуска, дачный сезон, — сетует Светлана. — Даже без эпидемии летом в лучшие времена продажи были не ахти. А сейчас, когда возле меня закрылись крупные брендовые точки, то, естественно, проходимость снизилась.
Тем не менее женщина подчеркивает, что поддержка в виде снижения арендной ставки здорово помогла, так как из-за «просевшей» в апреле и мае выручки продавцам не с чего было платить зарплату. Но пока съезжать отсюда не планируют.
— Здесь бы открыть такие магазины, где будет широкий ассортимент и низкие цены. Ведь логично, что люди хотят приехать в торговый центр и закупиться сразу всем, а заодно и отдохнуть, — рассуждает продавец.
![](/upload/iblock/839/8396e77bc3432ab1629d8a726056bd8b.jpg)
Спрос и предложение
— Девушка, красавица, заходи! Курточку тебе подберем. Кожа натуральная, все цвета есть! — встречают своих потенциальных покупателей продавцы рынка в Ждановичах. Жадно высматривая прогуливающихся посетителей, они явно обделены вниманием покупателей. На общение с прессой предприниматели идут неохотно. Нам удается немного поговорить с собственником нескольких точек в «Мире моды» Сергеем.
— Аренду нам снизили временно на 40 процентов. Однако ситуация на Ждановичах не самая благоприятная. Покупателей стало меньше, на мой взгляд, где-то на 70 процентов. Люди стали и меньше покупать, и ищут товар подешевле.
— А дешевый товар в торговых центрах мы не продаем, — наш разговор прерывает пара в возрасте, и Сергей переключается на обслуживание долгожданных клиентов.
![](/upload/iblock/bd5/bd518e9b90eafcc715aac258e83667b9.jpg)
В мае администрация ТЦ «Ждановичи» снизила арендную ставку на 30–50 процентов для всех предпринимателей. Продавцы отмечают: это хорошо, но ведь и продажи снизились. Сейчас заработать можно в основном на выходных. Продавцы верхней одежды Татьяна и Лида, спрятавшись в тени, скучают. Они утверждают, что раньше на рынке много закупались россияне — львиная доля выручки приходилась на них. А сейчас все предпочитают вещи подешевле.
— Вы пройдите на открытые ряды: там джинсы от 25 рублей, майки по 10, летние платья по 20. Есть и секонд-хенд. Там люди и закупаются, — говорит Татьяна.
![](/upload/iblock/d8c/d8ce9e29df1fd4ef6b08e5a248cadd7e.jpg)
Проходим по рядам и выходим на часть рынка, где продают домашних животных.
— Аренду нам снизили, но несущественно. На два месяца мы закрылись. Рисковать не хотелось, — рассказывает продавец рыболовных снастей Николай. — Радует, что люди начали значительно больше отдыхать внутри страны, ездить на озера, поэтому сезонный спрос есть. Надеемся, скоро прежняя рыночная жизнь восстановится.
malyshchyts@sb.by
Тренд на снижение
Баланс интересов на рынке торговой недвижимости уже обозначился
Коронавирус больно ужалил потребительский рынок. Было и несколько совершенно пустых по продажам недель. Но сейчас торговые центры потихоньку оживают. Не произошло и массового исхода арендаторов. Да и ставки арендной платы большинство операторов торговой недвижимости значительно снизили. Новую реальность мы обсудили с экспертами сегмента торговой недвижимости.
Прошлые тренды с новой динамикой
Если отбросить эмоции и опираться только на цифры, то можно утверждать, что сильных потрясений на потребительском рынке не произошло. В Беларуси не объявляли карантин, не «закрывали» экономику. Соответственно, доходы населения, и номинальные, и реальные, за исключением отдельных сфер, практически не пострадали. Другой вопрос, что стремительно трансформировалась потребительская психология. Вирус большинство из нас заставил заново взглянуть на жизненные ценности. В том числе и материальные.
Впрочем, многие из трендов вполне четко обозначились еще в прошлом году. А начиная с нынешнего марта стали развиваться со стремительной динамикой. В прошлые годы, по оценкам специалистов Министерства антимонопольного регулирования и торговли, динамика розничного товарооборота опережала рост доходов населения на 2—2,2 процентных пункта. Этот разрыв финансировался за счет потребительского кредитования, а также продажи валюты. После бурного восстановительного роста увеличение заимствований в прошлом году стало затухать. А в этом и вовсе наметилась отрицательная динамика. Видимо, граждане отреагировали на общемировую неопределенность и разумно предпочли освободиться от старых долгов, а к новым и вовсе вкус пропал. Кроме того, люди стали чаще не продавать, а покупать валюту. И за пять месяцев приобрели ее больше полумиллиарда.
В прошлом году МАРТ констатировал: модель поведения населения трансформируется из потребительской в накопительную. И пандемия только подтолкнула людей к еще большему прагматизму и накоплению.
Говорить, что тотально пострадал розничный рынок, не совсем корректно. Просто динамика розничного товарооборота замедляется. Если посмотреть номинальные данные, то в апреле — мае торговля шла лучше, чем в январе — феврале. А март и вообще оказался весьма «оборотистым» месяцем. А по сравнению с прошлым годом за 5 месяцев розничный товарооборот вырос на 103 процента. Динамика, как видно, в положительной зоне. Другое дело, что в прошлые годы она была намного солиднее: в 2019-м — 104,5 процента, в 2018-м — 108,3.
Другое дело, что новая эпидемиологическая реальность серьезно изменила структуру потребления. Больше всех пострадала индустрия развлечений и некоторых услуг, зато очень прилично «плюсанули» строительные материалы, бытовая техника. Причем спрос сместился в интернет. И если стационарные точки жаловались на пропажу покупателей, то интернет-площадки испытали буквально налет потребителей.
Прогноз на завтра
![](/upload/iblock/0f5/0f57be7beb7bead063e66004b37b27cf.jpg)
Партнер, исполнительный директор компании NAI Global в Беларуси Андрей Алешкин уверен: оживления стоит ждать ближе к сентябрю, когда покупатели озаботятся подготовкой к школьному году. Развлечения, которые стали незыблемой составляющей любого ТЦ, тоже не скоро выйдут на докризисный уровень. Весной покупатели переместились на онлайн-площадки. Заметно оживились продажи в небольших супермаркетах у дома.
Арендный консенсус
![](/upload/iblock/01c/01c059682348666a77ab25c71d460c35.jpg)
О существенном падении ставок говорит и Денис Четвериков: до 20—50 процентов, если брать фиксированные цены «квадрата». Если договор привязан к проценту от выручки, то получается еще меньше. По его словам, недавно открывшиеся торговые центры готовы «сажать» арендаторов даже с условием оплаты только коммунальных издержек. Также эксперт отмечает тенденцию на сокращение торговыми точками метража магазинов. В целом он убежден: ставки аренды 25—30 евро за квадратный метр магазина метражом 500—1000 «квадратов» мы увидим только через полгода. И то если на рынке не произойдет новых шоков.
Если рассматривать ситуацию на сегодняшний день, то некий баланс интересов на рынке торговой недвижимости уже обозначился. Руководство практически всех ТЦ постепенно нашло с арендодателями приемлемый консенсус. Пошли навстречу торговым центрам и банки. По крайней мере, экспертное сообщество убеждено: громких банкротств в отрасли не будет.
volchkov@sb.by