Александра Сапельникова, Новополоцк
Наталья Травкина, адвокат юридической консультации «Линия права», обращает внимание, что на мобильные телефоны, телевизоры, стиральные машины и другую бытовую технику при продаже устанавливается гарантийный срок. В рамках его действия покупатель может обратиться к продавцу, изготовителю, поставщику или сервисной организации с требованием о бесплатном ремонте товара. За исключением случаев, когда техника вышла из строя по вине самого потребителя. Такую вину должен доказать продавец, изготовитель, поставщик или сервисная организация, а не покупатель.Если же потребитель обратился в ремонтную организацию за платным обслуживанием, то ему необходимо обратить внимание на следующие моменты.
До начала оказания услуги мастер должен оформить заказ, то есть письменный документ, подтверждающий обязанности сторон. В нем должны быть указаны наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ее место нахождения (место жительства), сведения о государственной регистрации, данные потребителя (Ф.И.О., адрес, телефон), наименование оказываемой услуги, тариф на услугу в белорусских рублях, дата оформления заказа, планируемый срок ремонта, гарантийный срок и другие сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги. Заказ должен быть подписан двумя сторонами.
Потребитель должен оплатить выполненный в полном объеме ремонт после его приемки. И только с согласия клиента оказываемая услуга может быть оплачена при оформлении заказа полностью или путем внесения аванса. При этом исполнитель обязан выдать потребителю платежный документ.
Отсутствие заказа, оформленного в письменном виде, не препятствует обращению потребителя в суд, но значительно снижает шансы отстоять свои права.
При повышении себестоимости либо изменении объема ремонта исполнитель вправе пересмотреть размер оплаты только после предварительного согласования с заказчиком. Об этом изменении необходимо внести соответствующую запись в документе, подтверждающем заказ. Ремонтная организация не вправе без согласия потребителя также оказывать ему дополнительные платные услуги. А потребитель может отказаться от оплаты таких услуг, а если они уже оплачены — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
При некачественном ремонте потребителю следует обратиться к организации с письменной претензией или внести запись в книгу замечаний и предложений. Если в удовлетворении требований потребителю будет отказано, данный спор может быть рассмотрен судом.
hilkok@sb.by