Не изменяя своей сути
Свою работу оперативный контактный центр начал в середине марта. Число звонков сюда постепенно возрастает: владельцы бизнесов начинают обращаться все чаще, ведь организаторы реально помогают оперативно решить проблемы, вызванные санкциями. За все время в центр уже поступило 66 обращений от 54 организаций. Причем не только от малого и среднего бизнеса:— Большая часть обращений приходится на юридические лица, доля ООО — 54 процента, а ИП — 9 процентов, — рассказывает директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский. — Из 54 обратившихся все получили оперативную информацию по имеющимся проблемам, доля обработанных заявок составила 100 процентов. Больше половины вопросов касается широкого круга организаций, остальные — частные проблемы.
При этом, по словам Дмитрия Красовского, появление центра вовсе не означает, что НАИП изменил свой принцип работы:
— Все функции, которые отмечены за нашим агентством, актуальны и сегодня. Мы их реализуем в полном объеме. Однако также видим, что инвесторов объективно стало меньше, поэтому мы дополнительно занялись созданием линии поддержки бизнеса внутри страны без ущерба для основной работы.
Несмотря на то что в центр обращается широкий спектр компаний, частный бизнес остается основной целевой аудиторией. Дмитрий Красовский пояснил, что крупным предприятиям с собственным штатом юристов гораздо проще отслеживать изменения на рынке:
— Малому частному бизнесу в этом вопросе сложнее. Поэтому сейчас они могут задать вопросы нам. По обращениям видим, что есть довольно простые вопросы, легко решаемые. 85 процентов из них мы закрываем на своем уровне. Оставшиеся 15 процентов требуют более серьезной проработки — вынесения на уровень Правительства или даже ЕЭК. В ЕАЭС сейчас активно ведется работа по контрсанкционной политике, поэтому некоторые проблемы, как мы видим, уже включены в планы, которые для себя сформулировали эксперты ЕЭК.
За помощью в НАИП звонят как из столицы, так и из регионов страны. В разрезе отраслей больше всего обращений от компаний, связанных с пищевой промышленностью, растениеводством, торговлей, информационно-коммуникационными технологиями, химической промышленностью, также от логистических центров, гостиниц. В топ проблем входят внешняя торговля, разрыв торговых цепочек, вопросы поставок и связанные с ними финансовые вопросы.
Директор НАИП также отметил, что малые и средние предприниматели обращаются не только с вопросами, но и с предложениями, так как некоторые законы рассчитаны на работу в нормальных условиях, а в новых — требуют корректировки:
— Мы также сами работаем по поиску проблемных вопросов. Например, наши аналитики отслеживают иностранные компании, ушедшие с наших рынков. Для нас это означает, что освобождается ниша, которую можно заместить. Эту работу ведем совместно с Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей. Бизнесу сегодня нужно создать условия для быстрого реагирования на меняющемся рынке. Логично, что он может допускать финансовые ошибки. Мы сейчас обсуждаем смягчение последствий этих ошибок. Чтобы не парализовать производство, нужно давать определенные разрешения по закупкам и быстрее решать вопросы с поставками. Запрос мы видим, его систематизируем и будем формировать конкретные проекты, чтобы вынести их на обсуждение в Правительстве.
В НАИП создали линию поддержки бизнеса внутри страны без ущерба для основной работы. Оперативный контактный центр работает круглосуточно.
Решить вопрос за три дня
Центр для поддержки малого и среднего предпринимательства в НАИП получилось организовать без дополнительных затрат. Спектр задач сотрудников тоже практически не изменился, разве что вместо обычного рабочего дня появилось дежурство, в процессе которого они занимаются фиксацией проблемных вопросов бизнеса. Заместитель начальника отдела государственно-частного партнерства Татьяна Чижик рассказала, что дежурство проходит приблизительно два раза в месяц с 09:00 до 21:00:— В эти часы можно дозвониться до оператора. Но на самом деле центр дежурит круглосуточно. У нас есть электронная почта и телеграм-аккаунт, куда можно в любое время направить свой запрос. И это даже предпочтительнее, чем звонок, ведь написать можно более конкретно, что ускорит и наш ответ.
Процесс работы оператора центра поддержки выглядит следующим образом: принимается звонок или сообщение, фиксируется в письменной форме и далее попадает в аналитический отдел, который обрабатывает информацию в течение трех дней и выдает ответ.
— После того как вопрос отработан, мы вносим его в нашу базу знаний, — продолжает заместитель начальника отдела. — В случае обращения с аналогичными проблемами можем помочь гораздо быстрее.
Также Татьяна Чижик обратила внимание, что если проблема носит системный характер и обращений по ней много, то вопрос переходит на уровень оперативного штаба при Совете Министров. Там могут приниматься решения вплоть до внесения изменений в нормативно-правовые акты.
Вникнут и помогут
Заместитель начальника отдела по сопровождению инвесторов Виталий Жолнерович тоже участвует в дежурствах в центре в качестве оператора. Кроме того, берет на себя большую работу по анализу поступающих вопросов, а также готовит отчеты для Министерства экономики. Признается, что для него это нетипичная деятельность:— Ведь мы, в частности, работали с иностранными организациями по сопровождению их бизнеса в Беларуси. Поэтому приходится разбираться, вникать. Однако заранее уже знали, с какими вопросами столкнемся, исходя из анализа текущей ситуации. Наши прогнозы оправдались: большая часть вопросов касается консультаций по таможенному, банковскому, налоговому законодательствам. Поступают вопросы, связанные с кредитованием как внутри страны, так и по программам экспортного кредитования.
Он также рассказал об одном из первых звонков и работе специалистов центра:
— Мы еще раз помогли польскому инвестору, который в 2021 году благодаря нашему агентству зарегистрировал в стране четыре юридических лица и купил три убыточных колхоза. У него возникла проблема накануне посевной кампании. В Польше он купил бывшие в употреблении тракторы и привез их на таможенную территорию Беларуси, где для прохождения таможенных процедур нужно было получить согласие правообладателя. Долгое время правообладатель не давал ему ответа на вопрос о перемещении техники.
По словам Виталия Жолнеровича, благодаря работе центра в итоге был проработан механизм взаимодействия Министерства экономики и ГПК и принято решение, что тракторы можно впускать на территорию страны без получения согласия правообладателя. Данное действие не нарушило договор ЕАЭС.
Говоря об организации аналитической работы, он отметил, что специалисты НАИП очень опытные и в кратчайший срок перестраиваются на новые направления при поиске ответов на вопросы. Это позволяет работать с любыми обращениями.
kryzhevich@sb.by