В Большом театре прошел худсовет, где обсуждалась постановка оперы «Дикая охота короля Стаха»

Полтакта за коня

Свершилось! На сцену Большого театра оперы и балета возвращается «Дикая охота короля Стаха». Опера, написанная композитором Владимиром Солтаном по мотивам повести Владимира Короткевича, в первый и единственный раз ставилась на белорусской сцене в 1989 году — и вот наконец‑то публика снова получит шанс прикоснуться к музыкальному прочтению знаменитого сюжета.



На днях в Большом театре прошел худсовет, на котором рассматривалась «обертка» будущей оперы — декорации и внешний облик персонажей: свою концепцию спектакля презентовали режиссер‑постановщик Анна Моторная, художник‑постановщик Андрей Меренков и художник по костюмам Татьяна Лисовенко. Дирижером‑постановщиком на сей раз будет Андрей Иванов.


Вспоминаем литературную классику. Молодой фольклорист Белорецкий, сбившись с дороги во время страшной грозы, находит приют в имении Болотные Ялины, хозяйка которого, Надея Яновская, убеждена в том, что на ней лежит родовое проклятие: все члены ее рода гибнут под копытами «дикой охоты», которую возглавляет призрак короля Стаха, преданного одним из предков. Мистические тени, Голубая женщина, а также вполне реальные убийства — для переработки в оперный сюжет замысел Короткевича подходит как нельзя больше, что и заметил в свое время Владимир Солтан.

Валентин Елизарьев.

— Вся мифология, которая связана с одним только именем Короткевича, уже многообразна и всеобъемлюща, — отметила Анна Моторная. — Сегодня, как мне кажется, это произведение могло бы иметь массу интерпретаций и вариаций. Но мы хотим предложить то, что, на наш взгляд, на сегодняшний день необходимо для максимальной пропаганды белорусского искусства. Мы хотим представить интерпретацию в стиле исторической реконструкции или живой истории. И зритель, который придет в зал, сможет в разной степени прочувствовать, ознакомиться со стилями и традициями, с романтическим флером эпохи. Короткевич историзировал современность, все эти черты готического романа, романтической драмы есть и в опере Солтана. Очень большое значение имеет реконструкция народных обрядов: так, в начале второго действия мы реконструируем свадебный и калядный обряды, которые также заложены в музыке Солтана. На сцене — снежное пространство Белой Руси, и на нем происходит обряд проводов невесты, тут на сцену выйдут дети — воспитанники детской студии Большого театра.

Анна Моторная.

Основной посыл постановки, по мнению режиссера, — то, что любовь спасет нас всех. Яновская — один из самых лиричных персонажей белорусской оперы. Весь спектакль она стремится к спасению вопреки злой воле окружающих, пытающихся ее запугать и уничтожить. А Белорецкий в опере Солтана выступает в роли прекрасного принца, освобождающего героиню из страшного сна.

Всегда непросто идти след в след громкому успеху: постановка 1989 года удостоилась Государственной премии Беларуси, событие и впрямь было эпохальное, и многие его участники до сих пор в строю. Отсюда оправданный перфекционизм, высокие требования, предъявляемые постановщиками к самим себе и своему труду. Сравнения неизбежны, однако уже по концепции можно сказать, что опера будет не лучше и не хуже — она будет другой, даже чисто внешне.
«Дикая охота короля Стаха» вернется на оперную сцену до конца сезона.
Пространство сцены насыщено вполне узнаваемыми символами: слуцкие пояса, часы, олицетворяющие течение времени, шахматы, а также как популярная шляхетская забава и, вероятно, как символ противостояния умов — механические силуэты «страшной конницы», обилие подвесных конструкций, призванных создать у зрителя ощущение зыбкости, неустойчивости той реальности, которая окружает героев.

— Декорации должны оставаться максимально прозрачными и легкими, не загружать сцену лишней массой, — рассказывает художник‑постановщик Андрей Меренков— Я работаю всей машинерией сцены: задействуем и плунжеры, и провалы. За счет плунжеров мы создаем, например, гору снега или замковый вал. Чудес будет много, постараюсь максимально выжать все из технических возможностей, которые дает Большой театр.

Андрей Меренков.

Но это то, что снаружи. А самое, пожалуй, важное в будущем спектакле — возвращение к авторской партитуре: это и просьба наследников композитора, и собственное решение создателей новой «Дикой охоты». Музыка Владимира Солтана уже несет в себе всю необходимую драматургию, какой‑либо перемонтаж совершенно не требуется, убеждена Анна Моторная:

— Несмотря на то что в 1989 году была сделана замечательная редакция оперы Виктором Скоробогатовым, мы, тщательно изучив весь материал, решили вернуться к первоначальному авторскому тексту и начать работать именно с ним. Мы имеем право на интерпретацию того материала, который был предложен композитором. Замечательно, что театр сделал редакцию, но смысл сейчас ее повторять дословно? Поэтому поступим так, как это делается обычно, когда берется изначальная партитура и работа ведется именно с ней.

Татьяна Лисовенко.

Не обошлось и без перспективы будущего милого скандальчика, который просто необходим каждой громкой премьере: кроме впечатляющих конструкций, призванных изображать пугающую и мистическую «дикую охоту», постановщики предполагают вывести на сцену Большого театра живую лошадь. И если на эстраде подобное у нас уже бывало (вспомним эпичный выезд Александра Солодухи на вороном жеребце на сцену «Песни года»), то белорусское академическое искусство прежде подобными кунштюками не грешило, хотя в целом цирк с конями для театральных подмостков не такая и новость. И тем не менее специально обученное непарнокопытное в спектакле будет, клянутся в Большом. Впрочем, на вопрос, возьмут ли коня напрокат в Белгосцирке или на ипподроме, молчат как партизаны либо отшучиваются: «А лошадь мы воспитаем в собственном коллективе!» Что ж, еще одна забавная интрига, которая разрешится к премьере. Ждать осталось не так уж и долго: художественный руководитель Большого театра Валентин Елизарьев намерен сделать «Дикую охоту короля Стаха» эффектным финальным аккордом текущего сезона или в крайнем случае триумфально открыть постановкой сезон грядущий.


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter