Супергерои комиксов живут и побеждают

Полет над гнездом Бэтмена

Темной, темной ночью. В темном, темном городе. На темных, темных улицах. Среди темных, темных зданий почти бесшумно, словно летучая мышь, спускается на крышу темный человек. Человек ли это?.. Детские страшилки, которыми на ночь глядя пугают друг друга младшие школьники, оживают, чтобы заработать миллионы. В этом году Бэтмен справляет юбилей. Даже два. 80 лет со дня первого появления на страницах комиксов и 30 — с момента выхода на экраны фильма Тима Бертона, поднявшего культ этого супергероя на новую высоту.



Многие нынешние блокбастеры вышли из «Бэтмена». «Человек‑паук» и «Мстители» имеют, подобно ему, свою графическую предысторию. Ничего удивительного. Раньше ценилась сюжетная интрига — теперь больше визуальные эффекты. «Бэтмен» появился в тот удачный момент, когда компьютерные возможности стали затмевать оригинальность идей. Комиксы, эти рисованные картинки, некогда почти недостижимые для живого воплощения актерами и каскадерами, стали просты и доступны в наложении на кинопленку.

Скажем прямо, с комиксами нам не повезло. Приключения в картинках, которыми в середине ХХ века пестрели журналы всего мира, не получили широкого распространения в наших краях. Не сказать, что советская детвора их не любила. Но любить можно то, что имеешь. Невозможно оценить вкус ананаса, ни разу его не попробовав. С комиксами в СССР было почти как с ананасами. Об их существовании многие слышали, но немногие могли оценить, зато прочно ассоциировали с обществом загнивающего буржуйства. Помню, как в школе одноклас­снице привезли из Москвы один из номеров журнала комиксов «Пиф». Как завороженные, мы всем классом, прижавшись друг к дружке, разглядывали его на переменках, забыв на целый день о беготне по коридорам, а потом еще остались после уроков. Этот детский еженедельник, выпускавшийся газетой французских коммунистов «Юманите», был фактически единственной нашей возможностью увидеть мир настоящих комиксов. В Москве за ним выстраивались очереди, не меньше чем за импортными женскими сапогами, а в Минске такую печатную «драгоценность» невозможно было купить даже в привычно заполненном иностранной периодикой магазине «Глобус».

Геркулес и Пиф.
Нашими комиксами были диафильмы. Вечерами дома гасили свет и, направив диапроектор на свободную от ковра стену, смотрели во тьме проецируемые сказки‑картинки. Выбор был небогат, поэтому даже самые интересные диафильмы, сделанные опять же по мотивам приключений щенка Пифа и кота Геркулеса, быстро приедались. О том, чтобы узнавать что‑то новое каждую неделю, не было и речи, а уж фантастические истории про супергероев, которыми зарабатывали себе популярность зарубежные журналы, были вообще вне понимания. О существовании Бэтмена, Человека‑паука или черепашек‑ниндзя мы узнали лишь спустя годы. После их появления на киноэкране.

И вот тут нам повезло. Полноценное знакомство с экранизацией комикса началось с действительно качественного фильма. «Бэтмен», вышедший в 1989 году, пусть и не попал в официальный, еще советский прокат, однако стал доступен на видеокассетах. Пусть и в отвратительном качестве, на …надцатый раз перезаписанной копии, но его смотрели. А вместе с фильмом нахлынувшая на волне перестройки кустарно‑коммерческая торговля предложила обществу свой вариант набора супергероя: от дешевых подделок журнальных комиксов до не менее сомнительного происхождения ширпотреба с черным логотипом в золотом овале. Таким образом, Бэтмен и для нас из рядового персонажа превратился, как теперь принято говорить, во франшизу.



Сегодня, спустя тридцать лет, когда появилось множество современных экранизаций приключений Бэтмена, зрители уже нескольких поколений регулярно спорят о том, какой из фильмов лучший. Многим невдомек, что именно режиссер Тим Бертон своей работой открыл комиксам путь к сердцу широкого круга зрителей. До него уже была не одна попытка экранизировать супергероев, однако все они, ограничиваясь успехом у разного возраста детворы, не вызывали глобального интереса. Для того чтобы это впервые случилось, авторам пришлось изрядно потратиться на создание декораций, звезду первой величины Джека Николсона, а остальное довершила небывало широкая реклама всего проекта.

За работу художника‑постановщика Энтона Ферста наградили «Оскаром». Если вы хотите увидеть самый уродливый город на планете, взгляните на место действия — Готэм, настоящий город грехов, где ни одна семья уж точно не захочет провести отпуск. Постановщики не просто напустили мрака, но еще и специально смешали разные архитектурные стили. Здесь кругом царит атмосфера пессимизма, разочарования и цинизма, присущая стилю нуар, господствовавшему в американском кино сороковых. На каждом шагу в Готэме встречаются бандиты, воры и проститутки. Гротеск! Это — по‑научному. Но для старшего поколения очень близко к тому, как у нас представляли капитализм в годы развитого социализма.



Среди этого угрюмого мира продажных полицейских и беспомощных чиновников есть место Бэтмену, под стать городу — темному персонажу, скрытому маской. В фильме он показан со всеми мыслимыми атрибутами и штампами положительного героя, и Майкл Китон достойно воплощает этот слащавый набор в жизнь. Сняв маску, супергерой порой становится почти нелепым, беспомощным в быту миллионером. Все увлеченные Бэтмен‑комиксом и представить себе не могли, что на роль выберут не брутального актера, а комедианта Китона. Даже писали возмущенные письма! Но из двух лиц главного героя в маске и без режиссер выбрал красавчика. Предпочел игру глаз игре мышц. Фанатам как‑то невдомек, что брутальность все равно прячется под маской и черным костюмом, оставляя для связи со зрителем лишь глаза, а они у Китона мелодраматически яркие.

Как сделать Бэтмену достойного противника. Для триллера нужно было бы выдумать сложную психологическую историю. Но это же комикс! Тут достаточно окунуть негодяя в кислоту. Простой ход, словно из сказки, — и мы из злодея получим суперзлодея! Экранизация комикса как раз и дает безграничные возможности наделять героев характерными штампами, при этом вольно играя сюжетом, совершенно не заботясь о правдоподобности… Поэтому абсолютное зло — Джокер, персонаж Джека Николсона, именно комиксовый. В «Бэтмене» Николсон блистал так, что на его фоне многие выглядели словно декорации. Режиссеру часто пеняли, что злодей вышел ярче главного героя, но был бы фильм столь популярен без ухмылки и гомерического смеха Джокера? Без его эксцентричных выходок и цитат. Николсон честно отработал свой баснословный по тем временам гонорар. После «Полета над гнездом кукушки» и «Бэтмена» даже те, кто слабо знаком с творчеством актера, уверены: лучше его безумцев не играл никто…



Те, кто по несколько раз смотрел «9 1/2 недель», может, и не вспомнят, что в фильме подружкой Бэтмена оказалась Ким Бейсингер. Сегодня почти забытая блондинка с обложки «Плейбоя». В классике эротического жанра ее изобретательно и эффектно мучал Микки Рурк. Но зато в «Бэтмене» ей удалось станцевать с «дьяволом» при лунном свете! Дотошные зрители подсчитали, что в «Бэтмене» она кричит 32 раза! Может, как раз страдать и бояться вполне себе кредо для Бейсингер? И она зря отвлекалась на комедии вроде «Привычки жениться» или «Моя мачеха — инопланетянка». Уж эти фильмы сегодня точно не входят в личные кинотеки.

Зато «Бэтмен» жив. Пережил уже сиквел, приквел, ремейк и прочие модные нынче творческие формы. Сегодня фильмы по комиксам превратились в главный источник дохода киноиндустрии. Последние два года на вершине «Мстители» — это порождение студии «Марвел», вышедшей из журнала комиксов. «Мстители» буквально кишат супергероями: Железный человек, Человек‑паук, Человек‑муравей, Халк, Капитан Америка… Все герои в сюжете перемешаны, словно в винегрете, и они в очередной раз спасают Вселенную. Спасут? Конечно! И пусть не смущает название «Мстители: Финал». Финала не будет. До тех пор пока такие комикс‑сюжеты приносят доход, шоу будет продолжаться.

ИЗ ИСТОРИИ КОМИКСА 

♦ В самом названии «комикс» и заложен секрет его происхождения — от сатирических картинок. Одним из основоположников жанра считается немецкий поэт‑сатирик и художник Генрих Христиан Вильгельм Буш (1832 — 1908). Его остроумные сатирические стихи в картинках были популярны во всем мире.

♦ В 1894 году в нью‑йоркской типографии «Уорлд» установили первую машину, печатавшую в четыре краски, и 18 ноября в воскресном номере был напечатан первый, действительно удавшийся комикс художника Ричарда Ауткольта. Главными действующими лицами были клоун и овчарка.

♦ Золотой век комиксов пришелся на конец 1930‑х — начало 1950‑х годов. В этот период начали издаваться аналоги современных комиксов, где впервые появились одни из самых известных супергероев, среди которых Супермен, Бэтмен, Капитан Америка, Чудо‑женщина и Капитан Марвел.

♦ Семидесятые годы проходят под знаком бешеной конкуренции в комикс‑бизнесе. Одни возвращаются к традициям золотого века, другие, как корпорация «Марвел», завораживают читателей серией о Человеке‑пауке. Во Франции еженедельник «Пиф» выходит тиражом, превышающим миллион экземпляров! В 1978 году экранизация «Супермена» — первая серьезная попытка выпустить комикс‑героя в широкий прокат.

♦ В 2010 году на аукционных торгах первый выпуск «Супермена» 1938 года продается за миллион долларов. А следом дебютный номер «Бэтмена» 1939 года выкупают за 1.075.000 долларов. В 2014 году — новый рекорд. Первый выпуск «Супермена» был куплен за невероятные 3,2 миллиона долларов. А ведь изначально комиксы продавались в киосках всего за 10 центов!

Желтая пресса

По одной из версий, понятие «желтая пресса» появилось именно благодаря комиксу. В 1896 году две популярные американские газеты «Нью‑Йорк Уорлд» Джозефа Пулитцера и «Нью‑Йорк Джорнал Америка» Уильяма Херста устроили разбирательство из‑за комикса «Желтый малыш». Сначала «Малыш» печатался у Пулитцера, затем был перекуплен Херстом. Шума и взаимных обвинений вокруг персонажа было столько, что цвет героя комикса прочно приклеился к самим газетчикам. Именно к той их части, которая в погоне за тиражами стала смещать центр внимания читателей с самого факта на его подачу.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter