Источник: Знамя юности
Знамя юности

И пять рублей за сервис. Могут ли заведения автоматически включать чаевые в счет

Покупаешь кофе? Не забудь про «чай»

Правила этикета требуют от нас оставлять официанту (а в идеале еще и курьеру, таксисту, парикмахеру и горничной в гостинице) десять процентов от счета. И если мы можем сами решать, давать «на чай» или нет, то во многих странах бонус официанту официально включают в чек. Придем ли и мы к такой практике? Сколько реально получить «на чай» за одну смену? И может ли кафе включать вознаграждение в счет уже сейчас? Разберемся.


Монетка для «белого жилета»

Откуда пошла традиция давать чаевые? По одной из версий, в XVII веке в английских чайных ставили специальную металлическую коробочку, куда можно было бросить монетку и звоном привлечь внимание к своей скромной персоне. В Российской империи для работников трактиров и ресторанов чаевые были единственным источником заработка. Более того, они нередко сами платили хозяевам за право трудиться. Поэтому посетители, зная об их незавидной участи, старались подбросить официанту (или «услужающему», «фраку», «белому жилету», как их тогда называли) лишнюю монетку. 

Сейчас у официантов – официальная зарплата и соцпакет, но культура давать чаевые осталась. Хотя в законодательстве такого понятия до сих пор нет, замечает юрист Иван Райкевич:

– В связи с этим возникает много неразрешенных вопросов: считаются ли чаевые доходом? нужно ли уплачивать с них налог? и кому вообще принадлежат эти деньги – заведению или самому официанту? С одной стороны, чаевые можно рассматривать как дарение: в таком случае до определенной суммы (сейчас это 10 431 рубль в месяц), налогом они не облагаются. Но есть и другое мнение: дарение подразумевает безвозмездность сделки, а здесь говорить о безвозмездности сложно, ведь чаевые – это плата за услугу, хорошее обслуживание. А значит, эта сумма должна облагаться налогом. В общем, вопрос сложный и дискуссионный.

Есть шанс, что в этой дискуссии будет поставлена точка. Недавно в эфире телеканала «Беларусь 1» замес­титель министр­а антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова рассказала, что в профильных министерствах рассматривалась возможность закрепить в законодательстве понятие чаевых и отчислять с них подоходный налог. Приче­м даже предлагалось ввести льготную ставку – 6 процентов вмест­о стандартных 13, чтобы официанту «было интересно показывать сумму, которую заработал». Но окончательного решения по этому вопросу пока нет.

«Сердечко на капучино все равно рисуем всем»

Татьяна, официант из в Молодечно, не скрывает: «чай» – это внушительный кусок ее заработка: 

– За смену я получаю 50 руб­лей, все остальное – чаевые. У нас не принято складывать их в общую стопку, а затем делить поровну: каждый забирает то, что дали лично ему. Размер таких бонусов всегда разный – от 20 рублей в день до 330. Это был мой максимум: в ту смену сразу несколько компаний оставили мне по круглой сумме.

Предсказывать, кто оставит лишнюю купюру, а кто уйдет, забрав все до копеечки, Татьяна так и не научилась:

– Иногда посетитель выбирает из меню самые дорогие напитки и блюда, но при этом не оставляет ничего. А иногда заказ маленький и скромный, а чаевые – 50 процентов от чека. В целом мужчины легче расстаются с деньгами. А вот если, например, компания подружек пришла отмечать день рождения, я почти на 100 процентов уверена, что «чая» не будет. Кстати, по этикету, если вы отдаете официанту коробку-расчетницу и говорите «Спасибо!», это означает, мол, сдачи не надо. Но мы все равно отдаем: не все знают такие тонкости.

Хотела бы Татьяна, чтобы, как во многих странах, чаевые автоматически включались в счет? 

– У меня нет готового ответа. С одной стороны, это хорошая страховка для тех случаев, когда ты старался, но бонуса не получил. Плюс, когда эти деньги проходят через кассу, у тебя не болит голова, как самому заплатить с них налог. С другой стороны, отдав положенные 10 процентов, клиент уже вряд ли положит что-то сверху, и общий заработок в итоге будет меньше.

Почему официанты так зависимы от «чая»? Здесь нет никакого секрета, пожимает плечами Татьяна:

– Это общемировая тенденция: в нашей сфере одна из самых невысоких зарплат. Притом что работа физически тяжелая: ты много часов проводишь на ногах, носишь тяжелые подносы – и все это с обязательной улыбкой. Буквально на днях видела объявление: элитный ресторан в Минске с люксовым обслуживанием и огромным списком требований к сотрудникам ищет официанта за 800 рублей в месяц. Мол, остальное можно будет добрать чаевыми. Если бы зарплаты были больше, то и за «чай» бы никто не переживал. 

А вот в кофейнях чаевые не особенно приняты: студентка БГУ Дарья два лета подряд подрабатывала бариста, и максимальная сумма бонусов за день составляла 10 рублей:

– Посетители складывали их в копилку в виде мандрагоры из «Гарри Поттера», а в конце дня мы со сменщицей вынимали их и делили поровну. Впрочем, специальных бонусов для тех, кто опустил лишнюю монетку, предусмотрено не было: мы желали хорошего дня и рисовали сердечко на капучино всем без исключения. 

Но Дарья не скрывает: чаевые – это приятно:

– Это как будто клиент лично сказал тебе спасибо за хорошую работу. Зная об этом, я всегда оставляю чаевые, даже если мой заказ – чашка кофе.

Право или обязанность?

А может ли заведение самовольно включить чаевые в счет? Или требовать их уплаты? Как, например, минское кафе японской кухни, которое отличилось тем, что разместило у себя в Instagram сторис с жалобой, мол, большая компания наела на 350 рублей и не оставила ни копейки. И вместо поддержки, на которую рассчитывало, получило волну хейта. Потому что даже если компания большая, а чек – трехзначный, это никого ни к чему не обязывает.
По нормам гражданского права и по Закону «О защите прав потребителей» требовать уплаты чаевых заведение не может,
комментирует юрист Иван Райкевич:

– И без вашего согласия включать в чек те самые 5–10 процентов к счету за обслуживание – тоже. Статья 19 Закона «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они уже оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Это значит, что, даже если вы оплатили чек с надбавкой «за сервис», вы вправе потребовать вернуть деньги, которые вам посчитали как чаевые.

krupenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter