В шесть лет папа отвел Алексея в секцию картинга. Юный гонщик быстро научился на высокой скорости вписываться в повороты и смело проходить опасные виражи. Спустя пару месяцев Леша дебютировал в первых соревнованиях. После них были десятки других чемпионатов и кубков, во многих он побеждал. Когда парню исполнилось 16, выполнил норматив мастера спорта и попробовал себя в другом направлении.
В 17 лет у Алексея состоялось первое знакомство с дрифтом. С другом парень увлекся новым для страны видом автоспорта, вместе искали машину, на которой смогли бы «наваливать боком». После покупки первого гоночного автомобиля – «Альфа-Ромео» – начался другой этап биографии:
– Ремонтировали своими силами. Машина была с плохим двигателем, поэтому нашли такую же с исправным мотором и переставили трехлитровый двигатель себе. Проехал одну гонку и понял, что нужно что-то помощнее.
В 2013-м Алексей вышел на гоночную трассу на новой машине и победил в первом чемпионате страны по дрифту, а в 2014 и 2015 годах подтвердил звание лидера. Серия викторий продолжилась бы и дальше, но предложение Сергея Вязовича присоединиться к команде «МАЗ-СПОРТавто» оказалось заманчивее.
40-й «Дакар» был для белорусского гонщика третьим в карьере. В 2016 году Алексей Вишневский съездил на первый рейд механиком, спустя год приехал в Южную Америку уже в роли командира экипажа и стал самым молодым гонщиком в истории грузовых соревнований. Тогда ему было 24. Алексей уверяет, что после дрифтовой машины легко пересел на технику помасштабнее:
– На грузовике больше рисков. Здесь высокий центр тяжести, можно опрокинуться на бок, и справа слепая зона. Но за время ралли так привыкаем к езде на большой машине, что кажется, будто сидим в салоне легковушки. И, кстати, на большегрузе при желании тоже можно дрифтовать.
Три человека – экипаж спортивного грузовика. Пилот (а в нынешней гонке Алексей выступил именно в этой ипостаси) следит за дорогой, штурман диктует путь, механик наблюдает за работой автомобиля: следит за давлением и температурой масла, температурой охлаждающей жидкости. Также он регулирует давление в шинах: если команда заезжает в пески, то опускает, а когда выезжает на грунт – добавляет. Многим зрителям интересно, как устроен спортивный грузовик изнутри, и Алексей Вишневский приоткрыл завесу:
– В кабине мы сидим близко друг к другу. Сзади, в кузове, установлен большой топливный бак, объемом около тонны, лежат два запасных колеса, ящики с инструментами, запчасти: карданы, насосы.
Шесть колес за время гонки сменил экипаж с цифрой 518 на борту. На замену пробитой шины уходит около десяти минут, процесс давно отлажен: пилот сбрасывает запаску, штурман поднимает на домкрате машину, а механик в это время откручивает старое и ставит новое колесо.
4-й этап гонки оказался для Алексея Вишневского самым сложным. У грузовика пробило поддон, и на ремонт ушло несколько часов. Остаток пути ехали в кромешной темноте, практически на ощупь. По условиям ралли, если экипаж не приезжал на контрольную точку к шести часам вечера, то его отправляли в объезд по дороге. Все контрольные точки, которые обязательно должны проходить машины, находились в пустыне, поэтому нашим ребятам дали штраф за каждую пропущенную локацию, всего белорусы «проштрафились» на 24 часа и в общем зачете опустились с третьего на 18-е место. Но на этом приключения не закончились:
– Когда спустились с песков, в нас врезался микроавтобус. Пока с организаторами выяснили все обстоятельства происшествия, добрались к бивуаку, на сон осталось два часа.
Более 70 часов провели в пути Алексей и его команда. Гонщик не скрывает, что очень устал, но он знал, куда едет, поэтому был морально готов к большим нагрузкам. Разгонять грузовики можно не больше 140 км/ч. Если скорость превышали хотя бы на один километр, пилоту выписывали денежный и «временной» штрафы.
По ощущениям Алексея, при старте у него в крови было столько же адреналина, как при парном заезде в дрифте, только там это чувство проходит после 20 секунд, а на бездорожье «держит» несколько часов:
– Если сравнивать дрифт и «Дакар», то первое – просто развлечение, от которого кайфуешь, а второе – полноценная работа. За гонку ралли-рейда мы стираем до дыр крепкие перчатки, а в дрифте можно десять лет ездить в одних. В грузовике много активных движений рулем, педалями и коробкой передач, поэтому за время гонок обычно худею на пару килограммов. И в кабине очень жарко, если на улице 40–50 градусов, то внутри на 20 больше, спасает только кондиционер.
Три раза пришел на помощь экипаж «518» за время ралли-рейда. Первый раз наши ребята помогли чешской машине Мартина Коломы, которого считают одним из самых опытных покорителей пустыни. Чех выручил белоруса на «Шелковом пути», вытащил из солончака, поэтому Вишневский не смог проехать мимо:
– Позже встретили мотоциклиста, который упал, помогли ему подняться, и он продолжил путь. Потом мы увидели машину россиян, у них загорелся грузовик и не работал спутниковый телефон, поэтому передали информацию их товарищам по команде.
Более 9000 километров проехал МАЗ молодого гонщика за время «Дакара». Алексей покорил перуанские дюны и барханы, боливийское высокогорье, аргентинское бездорожье и остановился на 14-м месте, оставив позади 30 соперников. Впереди «Шелковый путь», который пройдет в июле. В 2017 году Алексей Вишневский занял на нем седьмое место. Уверен, что в этот раз получится подняться выше:
– С каждой гонкой опыта больше. А опыт, как оказалось, в ралли-рейдах – главное. Ведь на пьедестале «Дакара» двое россиян, для них эти соревнования стали 30-ми, а белорусы участвовали лишь в седьмой раз. Мы стараемся и можем бороться за подиум, поэтому через пару лет, думаю, закрепимся в топе.
lavrinovich@sb.by
Фото Евгения КОЛЧЕВА и из личного архива команды «МАЗ-СПОРТавто»