Климатолог рассказал, каким будет лето в Беларуси

Погода задала жару

Прошлый год официально стал самым жарким за всю историю наблюдений — а это, на минуточку, с 1850‑го. Среднегодовая температура почти на 1,5 градуса превысила доиндустриальный уровень. Казалось бы, ну и что здесь такого? А вот что: человечество стоит на первом рубеже из двух, за которыми ученые предрекают катастрофические последствия изменения климата для жизни на Земле. Каких еще погодных сюрпризов ждать и какие ставки делать на лето, спросили у известного ученого‑климатолога, академика НАН Беларуси Владимира Логинова.

Пожалуй, вопрос, каким будет лето, интересует в первую очередь. Только предупреждаем: оправдываемость сезонных прогнозов составляет 60 — 70 процентов. Не потому, что синоптики плохие, просто теория прогнозирования погоды на долгие сроки не до конца разработана.

— Есть основания ожидать дальнейшее повышение температуры в Беларуси и на планете в целом, — рассуждает климатолог. — Но нынешнее лето не станет таким аномально жарким, как, например, в 2010 году. Тогда, напомню, средняя температура составила более 20,6 градуса! Последние же пять лет летом градус растет медленнее. Однозначно сказать, с чем это связано, невозможно, но не последнюю роль в этом сыграло антропогенное воздействие.  
Так, этим летом средняя температура должна быть несколько выше нормы, то есть в интервале 18,5 — 19,5 градуса.
Эксперт уточнил еще одну деталь. В начале столетия среднегодовые выбросы парниковых газов составляли 500 миллионов тонн, сейчас — около 60 миллиардов. Если объемы выбросов останутся такими же, то к концу столетия в Беларуси летом температура вырастет на 1 — 1,5 градуса, а зимой — на 2 — 4 градуса. Уже через 30 лет климат на севере Беларуси станет приблизительно таким, как сейчас на юге. И это еще оптимистичный прогноз!

А что слышно по поводу дождей? Владимир Логинов уточняет: осадки все чаще выпадают неравномерно. В последнее тридцатилетие их количество сократилось приблизительно на 5 — 10 процентов в июне и августе, но настолько же выросло в июле.
— Что принципиально важно — стало больше ливней. И это нехорошо для сельскохозяйственных угодий: вода сбегает в водоприемники, не успев как следует увлажнить почву. Количество благоприятных для урожая обложных осадков, увы, не растет.
КСТАТИ

Вы наверняка видели хоррор‑ролики, снятые в Фаниполе неделю назад. Владимир Логинов прокомментировал появление вихря, который пользователи мигом окрестили смерчем:

— По сути, смерч — это прорыв холодного воздуха с высоких слоев на очень теплую подстилающую поверхность. И чем подстилающая поверхность теплее, тем вероятность возникновения смерча выше. В последние годы чаще происходит дисбаланс величин испарения и выпадающих осадков: первая превышает вторую. Насыщенный влагой воздух с поверхности земли поднимается вверх и конденсируется, высвобождая дополнительную энергию. Смерч имеет размеры от нескольких до сотен метров и проходит узкой полосой, так что непосредственно на метеостанции значительного усиления ветра может и не быть.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter