Свои идеи школьники обсудили с ведущими учеными
Нужны идеи
Конкурс «Транспорт будущего» проводится Белорусским государственным университетом транспорта при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций, Гомельским областным и городским исполнительными комитетами и Белорусской железной дорогой. В жюри – ученые, у экрана для презентаций – школьники, студенты, магистранты и аспиранты. От них не требуют рабочие прототипы, но с удовольствием изучают идеи, масштабные и точечные, технологические и социальные.Приветствуя участников конкурса, проректор по научной работе БелГУТа Александр Ерофеев отметил:
– Наш университет пытается заглянуть в будущее, а кто, как не молодежь, лучше всего видит мир, в котором придется жить. От того, насколько эффективно мы его спланируем, будет зависеть качество жизни наших детей. Безусловно, без транспорта будущее представить невозможно. Любая фантазия о его развитии сегодня перерастет в научный проект завтра. Ребятам необходимо представить, что нужно будет сделать, а членам жюри – найти пути реализации этих фантазий. Так что сейчас вы, дети, ставите задачи взрослым.
В аэропорт за 17 минут
Первым блоком шли креативные идеи от школьников. Семиклассник из Минска Александр Камышан предложил инновационный способ доставки пассажиров с железнодорожного вокзала до Национального аэропорта. Сейчас транспорт идет только по асфальту, прорабатывается вопрос об организации железнодорожного сообщения. Школьник призывает смотреть дальше и сделать ставку на uST-транспорт – беспилотные навесные и подвесные транспортные средства в виде рельсовых электромобилей, которые двигаются за счет электрической тяги по рельсо-струнной эстакаде. Саша уверен:До аэропорта можно добираться «по воздуху»
– Такой путь может стать визитной карточкой Беларуси, достопримечательностью, которая позволит повысить туристическую привлекательность нашей страны.
У «летающих» в воздухе кабинок есть масса и практических плюсов. Железнодорожный маршрут через Колодищи и Городище – больше 40 километров и 35 минут в пути. Часть его пройдет по уже существующей колее, потому получается небольшой крюк. Комплекс uST позволит уменьшить расстояние на десять километров и перевозить пассажиров за 17 минут. Плюс опоры для рельсо-струнной эстакады занимают меньше места на земле, под ними можно оставлять деревья и кустарники, они не мешают передвижениям животных. Подвижной состав разрабатывается и производится в нашей стране, кабинки разнообразны по конструкции и наполняемости и могут собираться в мини-поезда.
И поручень подлиннее
Самой младшей участницей конкурса стала третьеклассница из Минска Вероника Першай. Она пришла не со сложными чертежами, а с детскими рисунками, но заставила жюри слушать ее с большим интересом. Вероника предложила несколько изменений в организации пассажирских перевозок, которые бы облегчили поездки детей в автобусах и троллейбусах. Нелишним было бы оснастить общественный транспорт детскими местами с регулированием высоты сиденья и подголовника. А еще учесть факт, что юные белорусы невысокого роста, потому валидаторы и компостеры нужно размещать пониже. Не хватает детям роста, чтобы дотянуться и до верхнего поручня, даже если с него свисают рукояти. В таких случаях нужны поручни, которые можно отрегулировать. Вероника обратила внимание и еще на одну проблему:– Школьники ездят, как правило, с рюкзаками. Их нужно или держать в руках, или ставить на пол, что не очень удобно. Можно разместить рядом с сиденьями крючки для рюкзаков.
В этом году в финале – только ребята из Минска
В списке усовершенствований откидные сиденья для мам на площадках для колясок, выдвижные ступеньки, которые позволили бы детям смотреть в окошко, и автоматы с водой и полезными перекусами, что при долгих переездах было бы уместным. Член жюри, декан факультета управления процессами перевозок Наталия Кекиш выразила общее мнение комиссии:
– Иногда нам как раз не хватает вот такого взгляда со стороны, об определенных моментах разработчики порой даже не задумываются.
Примагнитить грузы
Старшая категория участников вопросы поднимала более серьезные. Студенты предлагали, в частности, делать упор на развитие узкоколейки на производственных площадках и максимальное использование беспилотных погрузчиков и автоматических опрокидывателей. Один из авторов исследовательской работы Данила Беленков рассказал:– Это позволит наладить производство на территориально отдаленных площадках, где не хотят работать люди. Понадобится минимум персонала. Станет ниже травматичность и фактор человеческой ошибки.
Другие молодые исследователи предложили дополнительно оснастить грузовые вагоны магнитами для лучшего крепления грузов, чтобы защитить их от опрокидывания во время сильного ветра. А второкурсница БелГУТа Анна Цыкуненко предложила использовать метро для перевозок грузов:
– Это позволит снизить интенсивность трафика автомобильного наземного транспорта за счет сокращения объема перевозок мелких партий грузов в пределах города и уменьшить пробки. Станет меньше ДТП и вредных выбросов.
Интернет-торговля, доставка еды и корреспонденции дают нагрузку на городской трафик. Если спустить часть грузов под землю, дышать в городе станет легче. Отдельный монорельс будет перемещать контейнеры над пассажирскими вагонами. Только такая функция возможна исключительно на проектируемых ветках, перестройка существующих выльется в копеечку. А еще нужно продумать дешевый способ доставки грузов под землю. Впрочем, вполне вероятно, что уже скоро молодые умы найдут верные решения и этих задач.
valchenko@sb.by