Риски и правила подземки

Поезд тронулся

Представляете, есть люди, которые опасаются передвигаться на метро! Необходимость спускаться под землю и замкнутое пространство внутри поезда их пугают. И речь идет, между прочим, о недолгой поездке. А как же чувствуют себя те, кто по долгу службы проводит под землей целые смены?

Фото носит иллюстративный характер.
Фото  Александра  Кушнера

Память тренируется, а реакция — нет

Коллектив столичной подземки насчитывает более 5000 человек, и каждый из них может обратиться за психологической помощью. Но психолог Минского метрополитена Елена Семашко подчеркивает: приоритетным направлением является все же работа с машинистами электропоездов.

— Это люди, от которых напрямую зависят безопасность движения и комфорт пассажиров, — объясняет собеседница. — Они несут личную ответственность за всех, кто находится в вагонах.

Соискатели должности машиниста электропоезда знакомятся с психологом первым делом:


— У нас разработана уникальная система психофизиологического отбора и сопровождения машинистов. Есть диагностический инструмент, который позволяет изучать реакции человека при управлении электропоездом.  
Некоторые способности можно развивать — например, память, внимание. Другие же, такие как бдительность, скорость реакции в нестандартной ситуации, уровень восприятия расстояния, неизменны. Но они очень важны в работе машиниста. Поэтому акцент делается на первичном психологическом отборе. Если молодые люди такими качествами не обладают, значит, и машинистами быть не могут.

Проблемный час пик

Машинисты, а их в метрополитене более 380 человек, регулярно посещают психолога. Во-первых, для плановой диагностики, которая бывает не реже раза в два года, а у некоторых и чаще. Во-вторых, для борьбы со стрессами, на которые щедра профессия.

— Иногда испытывают стресс, сталкиваясь с внештатными ситуациями. Например, в час пик, — приводит пример Елена Семашко. — Очень большой пассажиропоток, все стремятся «запрыгнуть в последний вагон». У машиниста же четкий график движения. Сорвать его нельзя: даже минута — огромный срок, за который поезд проходит полперегона до следующей станции. С одной стороны, надо закрывать дверь и двигаться, с другой — как бы никого не покалечить.

Сложно приходится и при чрезвычайной ситуации в вагоне — кому-то стало плохо или возник конфликт между пассажирами. В этом случае к машинисту обращаются, нажав кнопку экстренной связи. К слову, пассажирам следует помнить, что ее нужно нажать и держать на протяжении всего сообщения. Представьте: не отвлекаясь от пути, не снижая скорости, машинист должен выслушать зачастую сбивчивое сообщение, экстренно доложить о происшествии диспетчеру, чтобы уже на ближайшей станции подоспела помощь.

Самое же страшное — падение человека на пути. Причины бывают разными: одному стало нехорошо, второй сиганул за телефоном, а третий решил таким образом свести счеты с жизнью. Мало того что гибель или увечье человека происходят на глазах машиниста, так он еще обязан оперативно устранить «последствия», чтобы как можно скорее продолжить путь. 
Да, это именно то, о чем вы подумали, — извлечь из-под колес останки человека. А один раз самоубийца прыгнул под поезд и, продавив телом стекло, ввалился прямо в головную кабину. Представьте состояние машиниста в этот момент.

— После такой ситуации он обязательно направляется на дополнительное медицинское и психологическое обследование, — объясняет психолог. — В зависимости от состояния назначается коррекция.

Зачастую опытные машинисты, въезжая на станцию, видят потенциальных самоубийц — по поведению. Могут применить экстренное торможение, но и эта крайняя мера не всегда дает человеку шанс.

— Поезд въезжает на станцию со скоростью около 50 км/ч. Масса одного вагона — 30 тонн, а их в составе пять, плюс вес пассажиров, которых может быть до полутора тысяч человек, — оперирует цифрами машинист Максим Попко. — 150 тонн железа мгновенно остановиться не могут. И все равно въезжая на станцию, всегда смотришь вдаль, это уже профессиональное.

Елена Семашко и Максим Попко.

Не нервируйте!

Максим говорит, что нервничать заставляют и те, кто пересекает желтую линию на платформе. Она не просто так нарисована, а с учетом зеркал на первом и последнем вагонах. Теоретически зацепить не должны, но что, если пассажир внезапно пошатнется? Был случай, когда молодой человек в наушниках получил зеркалом шлепок по затылку — благо не сильно.

— Когда собираюсь отправляться, опоздавшие пассажиры по стеклу стучать начинают, — продолжает машинист. 
— Или сверху бегут. Вот-вот двери закроются, а я вижу, что кто-то мчится, но уже ничего не могу сделать. И думаешь потом: вскочил или не вскочил, дверью прищемило или нет. А ведь в час пик следующий поезд придет буквально через две минуты!

 Пользуясь возможностью, Максим просит пассажиров дождаться полной остановки поезда и только после этого пересекать желтую линию. Дело в том, что снаружи некоторых дверей вагонов есть поручни. Они могут зацепить и протащить за собой зонт, сумочку, рюкзак — вместе с обладателем этих вещей. Травму можно получить нешуточную.

— Иногда машинисты уверяют, что в психологической помощи не нуждаются и стресса у них нет, — делится Елена Семашко. — Лайфхак, как это проверить: если после происшествия прошло время, человек чем-то занимается у себя дома, но вдруг в мыслях вновь раскручивается эта ситуация, — стресс есть! Проблем как таковых не существует, есть только ситуации и наша реакция на них. Чтобы разобраться, лучше все же обратиться к специалисту.


Часов не наблюдаем

Транспорт будет ходить чаще в новогодние праздники в Минске

Метро станет работать дольше во время праздников. Например, вход на «Немиге», «Октябрьской» и «Купаловской» (выход к проспекту Независимости) будет открыт до 04:15 1 января, а на остальных станциях метрополитена — до 04:00. Продлят работу и общественного транспорта от конечных станций метро для доставки пассажиров в дальние микрорайоны. Для праздничной атмосферы 40 единиц городского транспорта украсят новогодними гирляндами, а некоторые вагоны метро тематически брендируют.

ФОТО ИЛЬИ ШВЕДКО.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter