Рост внутреннего туризма в СГ подталкивает Беларусь и Россию к формированию общего рынка туруслуг

Поехали!

Увеличение потоков внутреннего туризма в Союзном государстве подталкивает Беларусь и Россию к формированию общего рынка гостевых услуг

В рамках сотрудничества двух экономик страны заключили ряд прорывных межправительственных соглашений. По аналогичному пути начинает двигаться и сотрудничество в области туризма. Переориентация турпотоков внутрь Союзного государства выявляет ряд особенностей функционирования рынка, который требует новых решений в этой важной сфере.


Чему учиться друг у друга?

Тренды ближайших лет совершенно очевидно будет определять переориентация российского путешественника на внутренний рынок Союзного государства. 
В принципе, за последние два года тенденция видна невооруженным глазом: места в белорусских санаториях и билеты на транспорт в коридорах Минск — Москва и Минск — Санкт-Петербург, особенно в сезон, необходимо выкупать сильно заранее. 
По данным Департамента по туризму Минспорта, за прошлый год из посетивших Беларусь 1,6 миллиона туристов половину — 750 тысяч — составили россияне. При этом в ведомстве подчеркивают, что названная цифра касается организованных групп либо тех гостей страны, которые приобрели билеты на все виды транспорта. Есть серьезные основания думать, что количество россиян, въехавших в Беларусь на личных авто через открытую границу, не меньше. Уже одно это заставляет туристическую отрасль страны задуматься о настоящем и будущем, считают в Республиканском союзе туристической индустрии (РСТИ).



— Поток российских туристов в направлении Беларуси возрос ровно настолько, насколько способна инфраструктура нашей страны в большой сезон их принять. Поэтому сейчас ставится вопрос: что дальше? — считает председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.

В РСТИ не без оснований отмечают, что, например, в высокий сезон (новогодние и майские праздники, летний отпускной период) все, что связано с транспортными маршрутами в направлении Москвы и Санкт-Петербурга, заполнено в обе стороны. Здесь уже необходимы дополнительная инфраструктура и новые программы, стимулирующие путешественников продлить пребывание в стране либо вернуться в нее еще раз. Второй вопрос — как дозагрузить инфраструктуру не в сезон.

— В теории, конечно, понятно, что для этого нужно сделать. Все участники рынка должны чуть-чуть опустить цены, синхронизироваться, сделать единый продукт, его продвинуть. Но с этими красивыми словами, чтобы достичь нужного результата, должна быть серьезная практическая работа, конкретные документы и решения, воплощенные в жизнь. А в сезон, чтобы дальше расширяться, нужно думать, как увеличивать сопутствующую инфраструктуру для начала, а во-вторых, наращивать новую, — рассуждает Филипп Гулый.


Единое пространство

Туристической сфере необходима унификация правил игры на общесоюзном пространстве, считает директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» Александр Осауленко:

— Дело в том, что по-прежнему для российских туроператоров Беларусь — это зарубежье, несмотря на то что у нас Союзное государство.

Поддерживает коллегу президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин:

— В стратегической задаче создания единого и экономического, и туристского пространства существует немало вопросов по универсализации нормативно-правовой базы, обеспечению равной конкуренции.
Вероятно, толчком к развитию отрасли мог бы стать союзный закон о туристической деятельности.

 Возможность его принятия не исключил председатель комиссии Парламентского собрания по молодежной политике, спорту и туризму СГ Артем Туров. Он сообщил, что обсуждается также создание единого туристического информационного центра, который будет формировать совместную маркетинговую политику, в том числе для туристов из третьих стран, разрабатывать и поддерживать российско-белорусские трансграничные туристические маршруты.

Горизонтальные связи

Большой потенциал для развития взаимных туристических потоков представляет межрегиональное сотрудничество. Беларусь, например, постоянно получает заявки на посещение мемориалов Великой Отечественной войны от губернаторов российских регионов. Прежде всего речь идет о поездках организованных групп школьников и студентов по местам боевой славы. Как ожидают в Министерстве спорта и туризма, юбилейные годы — 80‑летие освобождения Беларуси в 2024‑м и 80‑летие Великой Победы в 2025‑м — привлекут в страну дополнительный поток туристов из Российской Федерации.  
В последние несколько лет запрос в России на патриотический туризм вырос буквально в разы. И Беларусь в маршрутах российских путешественников всегда в топе приоритетных поездок.
— Знаю, что наши коллеги или делегации, которые приезжают по работе, всегда включают в план посещение либо Хатыни, либо Брестской крепости, — рассказала директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович.

В свою очередь, российские регионы в рамках большой государственной программы развития туризма, работающей в России с 2021 года, серьезное внимание уделяют привлечению в регионы внутренних туристов — как из России, так и из Беларуси. К примеру, Орловская область основой для интереса потенциальных визитеров сделала туризм литературный: край получил статус литературной столицы России и базой для роста въездного туризма сделал места, связанные с Тургеневым, Буниным, Лесковым, Фетом, Андреевым.  
Именно приграничные регионы Союзного государства способны стать пионерами принципиально новых совместных туристических программ, считают в Республиканском союзе туристической индустрии Беларуси.
Предложение заключается в организации экскурсионного тура по Союзному государству, — пояснил Филипп Гулый. — Он мог бы начинаться в Москве, которая являлась бы точкой сбора из-за удобства логистики, позволяющей собрать участников тура из разных регионов. Затем по дороге на запад через Смоленск мы попадаем в Могилев, Минск, Витебск, Полоцк. Дорога на север приводит нас в древнее Псковское княжество, оттуда в Великий Новгород, и завершался бы тур в Санкт-Петербурге.


Под крылом самолета

Еще один аспект межрегионального сотрудничества в области туризма напрямую связан с логистическими проектами, реализуемыми между областными центрами Беларуси и России. В первую очередь активизации туристических потоков могут способствовать регулярные авиарейсы. Логично предположить, что под них и в России, и в Беларуси могут формироваться специальные пакетные предложения для союзных туристов.  

Сейчас туристические союзы видят вполне явный интерес Беларуси и России для инвестирования в отрасль друг друга. Остается договориться об унифицированных правилах работы на общем рынке.  Чтобы, приезжая в Брест, Минск, Тюмень или Владивосток, турист видел схожие возможности и привычную инфраструктуру.

— Не власть должна бегать за бизнесом, а бизнесу и инвесторам необходимо посмотреть: что им нужно, где и что они могут построить, как на этом заработать и создать рабочие места, и уже в категории предложения приходить к правительству со своими вариантами, — уверен Филипп Гулый.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter