Как наши товары представлены в интернете

Подъем оборотом

Виртуальные магазины — общемировой тренд. Их в прошлом году у нас стало больше на 20 процентов, а общая цифра (согласно Торговому реестру Беларуси) превысила 22 тысячи. Где в сети можно встретить наших производителей?

pixabay.com

Готовиться к горячей весенней поре многие начинают, присматриваясь в магазинах к необходимым атрибутам дачного сезона. Мы привыкли пользоваться торговыми площадками в интернете: выбрал, заказал — и получил с доставкой на дом. Согласитесь, очень удобно. Вот и в этот раз пришлось заглянуть в парочку давно знакомых интернет-магазинов, чтобы обновить садовый инвентарь. Задача была прозаической — купить новый топор-колун, который используется для заготовки дров. В одном, втором, третьем, четвертом и т.д. магазинах — только зарубежные, а где же наши? Оказалось, что такая же ситуация и с лопатами, вилами, граблями, молотками, другим садовым инвентарем и инструментом. Производим же, и неплохого качества: в обычных магазинах при желании можно найти, а в интернете — нет. Почему так происходит?

На нашем рынке онлайн-торговли представлены как отечественные, так и некоторые зарубежные магазины, зарегистрированные в национальном доменном сегменте (.by и .бел). Ориентированы они на доставку товаров в пределах Беларуси. Исключение составляет лишь интернет-магазин «Белпочты» — товары через него могут приобретать покупатели из 36 стран.

Представлены мы и на крупных зарубежных виртуальных площадках. Так, один из российских международных интернет-магазинов сотрудничает с 19 тысячами производителей и поставщиков, в том числе с 250 белорусскими. 


Наши предприятия пытаются создавать и развивать новую инфраструктуру для продажи товаров в интернете. Многими из них ведется работа по выходу на зарубежные маркетплейсы. Но основной сдерживающий фактор здесь, считает кандидат экономических наук Людмила Климченя, — отсутствие возможности приема платежей в пользу третьих лиц. Существует и требование о необходимости наличия банковских лицензий. К тому же определение понятий «маркетплейс», «интернет-площадка» законодательно не прописано. Кроме того, остаются не решенными в большей части вопросы адаптации логистических процессов к работе на торговых площадках с зарубежными покупателями. Проблемой является и дефицит специалистов, обладающих достаточными компетенциями для эффективной работы в этой сфере. Но перспектива в этом направлении есть: на факультете коммерции и туристической индустрии Белорусского государственного экономического университета ведется подготовка таких специалистов.

Некоторые известные иностранные маркетплейсы заключают договоры комиссии на реализацию белорусских товаров. Но, к сожалению, их доля в общем объеме торговых площадок оставляет желать лучшего. Однако необходимо понимать, что конкурентоспособность товаров определяется разными факторами. И качественные показатели — только одна из сторон. Очень важны также цена и известность бренда. 

По мнению кандидата экономических наук Александра Ерчака, покупатели, приобретающие товары в сети, имеют возможность легко сопоставлять цены, внешний вид продукции, получать в короткое время дополнительную информацию, сравнивать отзывы. И если внутренние параметры качества белорусской продукции, как правило, достаточно высоки, то, например, уровень цен не всегда соответствует требованиям этого высококонкурентного рынка.


Для сотрудничества отечественных производителей с международными торговыми интернет-площадками нужно выдерживать ряд требований. Это касается предоставления фотографий (изображений) образцов, контента и т. д. Если говорить, например, об AliExpress, то, чтобы туда попасть, продавец должен быть зарегистрирован в налоговых органах в качестве субъекта хозяйствования (юридического лица или индивидуального предпринимателя) и иметь зарегистрированный товарный знак. Более того, права на использование торговой марки придется доказывать: могут попросить документы, подтверждающие владение товарным знаком. Описание основных потребительских свойств товара, его цвета, дефектов и других сведений, необходимых для полной характеристики товара, должно быть подлинным и полноценным. Обязательным условием является и регистрация аккаунта в платежной системе Alipay. 

Могут ли белорусские товары быть востребованными в сети? Безусловно. Но есть одна серь­езная проблема: наши производители, отмечают эксперты, значительно проигрывают зарубежным конкурентам в вопросах маркетинга. Парадокс: в республике успешно реализовываются самые современные проекты в наукоемких и высокотехнологичных областях, а молоток или лопату, например, продать нам сложно. Зато этого зарубежного добра в наших виртуальных магазинах предостаточно.

Да, конкурировать с Поднебесной нелегко. Начальник отдела маркетинга одного из столичных предприятий Сергей Кучинский считает, что шанс у нас есть, пожалуй, лишь в том случае, если товар будет эксклюзивным и не будет производиться за рубежом. А соблюсти эти условия непросто. 

По мнению экспертов, государствам ЕАЭС необходимо достичь договоренностей о единых правилах трансграничной электронной торговли. Необходимо не только защищать свой рынок, но и задумываться о том, как успешно реализовывать товары не только у себя, но и продвигать их на международном уровне. Сегодня для этого нашим производителям не хватает гибкости, а логистам — быстроты реакции на запросы потребителей. Действительно, ведь опыт крупнейшего китайского интернет-ресурса показал, что, кроме цены и качества, очень важно вовремя и качественно доставить товар покупателю. Остается только научиться соблюдать эти условия, и тогда отечественные товары будут конкурентоспособны не только у нас, но и найдут своего покупателя за рубежом. 

ДОСЛОВНО

Максим Маринич, руководитель маркетплейса:

— С каждым годом белорусы все чаще покупают товары в интернете. По нашим оценкам, на начало 2020 года доля электронных покупок и продаж онлайн в розничном товарообороте страны достигла 3,4%. Для сравнения: в России она составляет 5,1%, а в Украине — 7%. Товары для дома, техника, товары для детей и товары для красоты белорусы заказывают онлайн чаще всего. А вот самой быстрорастущей категорией стали продукты питания и напитки: за 2019 год они выросли на 28%. Количество заказов в интернете выросло на 11% за год. Однако средний чек упал на 10% — с 141 до 127 рублей. Это связано с тем, что наши граждане стали чаще покупать в интернет-магазинах мелкие товары, которые раньше ждали из Китая: гаджеты, дисплеи и кабели. Доверие к местным интернет-магазинам растет, и это происходит в том числе благодаря покупкам на зарубежных площадках. Когда человек покупает какую-то мелочь за 3 доллара на AliЕxpress, у него формируется положительный потребительский опыт, своеобразное «взросление». А после этого он уже не боится делать более дорогие покупки у местных продавцов. Еще одна радостная тенденция: белорусы стали на 6% чаще оплачивать онлайн-покупки на сайте продавца. Но оплата в момент доставки по-прежнему самая популярная — так делает 78% онлайн-покупателей.

В ТЕМУ

Одна из интернет-платформ Беларуси при партнерстве с коммерческим банком запустила новую для страны систему приема online-платежей по принципу безопасной сделки: продавец не получит оплату за товар, пока покупатель не получит и не одобрит свой заказ. Тем самым значительно упрощается возврат средств от продавца к покупателю в случае, когда сделка по тем или иным причинам не завершается. С запуском системы платформа стала первым в нашей стране маркетплейсом, работающим по модели AliExpress. Оформить заказ и оплатить покупку посетители интернет-платформы теперь могут непосредственно через маркетплейс. Если до сих пор функции продавца в большинстве случаев выполнял курьер, который принимал у покупателя оплату наличными либо по карте в момент доставки, то теперь сама сделка будет осуществляться непосредственно в интернет-пространстве, а взаимодействие курьера и покупателя сведется к проверке товара и завершению сделки посредством QR-кода, подтверждающего факт оплаты.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter