Первым делом — самолеты
Когда-то Березу называли городом авиаторов. Поблизости располагался один из самых известных военных аэродромов Беларуси. Но в 2010 году истребители улетели на новое место базирования. Традиции авиаторов теперь бережет 927-й Кенигсбергский Краснознаменный ордена Александра Невского центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов военно-воздушных сил и войск ПВО.С подполковником в отставке Владимиром Касьяновым, заместителем председателя ветеранской организации авиаторов, встречаемся около одного из домов в Северном городке — так когда-то назвали закрытую часть Березы, где жили семьи летчиков. Владимир Петрович показывает мемориальную доску:
— В этом доме квартира Геннадия Елисеева, служившего несколько лет в Березе в авиаполку. В конце ноября 1973 года Геннадий Николаевич совершил первый в истории реактивной авиации воздушный таран иранского самолета-разведчика над территорией Грузинской ССР. В декабре 1973 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Пионерская дружина третьей березовской школы носит имя героя. В этой школе проводится ежегодный турнир по волейболу памяти героя.
Геннадий Елисеев в мирные годы погиб в Закавказском военном округе. А сколько летчиков, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной, покоятся в земле Березовщины! Владимир Касьянов — член историко-патриотического отряда «Авиапоиск-Брест» движим желанием восстановить имена пропавших без вести летчиков во время выполнения боевых заданий в первые дни войны и при освобождении Беларуси.
Три года назад в Березовском районе поисковики обнаружили упавший самолет ДБ-3. Чтобы поднять его на поверхность, пришлось вырыть котлован в болотистой местности. Из грунта достали авиапулемет, часть парашюта, фрагменты двигателя и обшивки. Пулемет недавно передан в Березовский краеведческий музей.
Летчиков в Березе помнят и чтут. На въезде в город со стороны Ивацевичей в 1974 году установлен самолет-памятник. Неподалеку от места гибели младшего лейтенанта Бориса Шахматова. На постаменте надпись: «Героическим летчикам 97-го, 121-го, 125-го, 130-го, 162-го, 207-го, 212-го бомбардировочных авиаполков, храбро сражавшихся с врагом в первые дни Великой Отечественной войны».
— Есть еще работа для «Авиапоиска» на березовской земле, наша задача — не просто достать из земли части самолета, важно вернуть имена погибших и похоронить их с воинскими почестями, — Владимир Касьянов не сомневается, что работы продолжатся и в этом году.
И птичка вылетает
На гербе Березы — брама монастыря картузианцев, памятника архитектуры XVII века, построенного по инициативе Казимира Льва Сапеги. Увы, культовый комплекс эпохи барокко в руинах. Восстановить удалось пока только въездные ворота. А вот исчезновения самой редкой в Европе певчей птицы — вертлявой камышевки — на Березовщине не допустили. Сегодня это милое создание из отряда воробьиных — птица-символ всего района. Республиканский биологический заказник «Споровский» первым в Беларуси получил международный статус охраны Рамсарского угодья. Директор заказника Вадим Протасевич («Человек года-2009» в Брестской области) не скрывает, что «Споровский» стал известен далеко за пределами страны благодаря этой маленькой птичке:— В прошлом веке камышевка обитала в 20 странах Европы, но к началу XXI общая популяция сократилась на 95%. Белорусские болота остались ключевыми и компактными местами ее обитания. Нужно было принимать меры, так как болото Споровское тоже зарастало, а в кустарниках камышевка не гнездится. Проблему мы активно решаем последние десять лет. По проектам международной технической помощи закуплена техника, способная работать на болоте. Небольшая поросль скашивается при помощи роторных косилок. Часть забираем на переработку, остальное просто мульчируем и оставляем на болоте. Уже отработаны три варианта использования этой биомассы — в качестве сена, подстилки для скота и переработки в биогумус.
Посмотреть на самую редкую певчую птицу Европы (43% мировой популяции обитает на территории Беларуси, в основном на сопредельных болотах Званец и Споровское) едут орнитологи со всего мира. Заодно можно увидеть такие редкие виды, как большой подорлик, луговой конек, коростель, болотная сова, кроншнеп, дупель, большой веретенник. Поэтому застать Вадима Протасевича за рабочим столом непросто — экскурсия за экскурсией.
И сама деревня Высокое, где работает эколого-просветительский центр заказника, заметно преображается вместе с оживающим болотом. В деревню пришли природный газ, интернет. Пустующие дома обретают новых хозяев. Строится асфальтовая дорога. Председатель Стригинского сельсовета Иван Крагель видит прямую связь между повышением управляемости особо охраняемой природной территорией и социально-экономическим развитием этого уникального уголка в Березовском районе.
А читателей «СБ. Беларусь сегодня» Вадим Протасевич приглашает заглянуть в Высокое в августе: здесь в очередной раз пройдут экофестиваль и международный конкурс по ручному сенокошению — «Спораўскiя сенакосы». В помощь вертлявой камышевке, конечно же.
Музей с видом на деревню
Художник Анатолий Желудко считает, что в каждой деревне должно быть место, где могут собраться сельчане. В его родных Соболях давно закрыт клуб, но место такое есть — музей «Сабалеўскi маёнтак».Сельский дом своего родственника Анатолий купил более десяти лет назад. И приговоренное к угасанию подворье обрело новую жизнь. В молодом саду — яблони и малина, а нынешней весной Анатолий разбил грядку и посадил лук. Нас хозяин угощает чаем на травах и медом из собственных ульев:
— Вот так угощу туристов чаем после экскурсии, а они и уезжать не хотят.
Историей и бытом предков Анатолий Желудко интересуется с детства. После витебского «худграфа» интерес только усилился. Стал он собирать деревенскую утварь — в старых заброшенных домах, на свалках, у знакомых, родственников. Скупал монеты и другие интересные находки, которые отдавала земля. Сколько экспонатов в фонде своего музея, Желудко сказать не может — учет он не ведет. Но очевидно, что их тысячи.
Во дворе под навесом — советские автомобили («Жигули», «Победа», «Запорожец»), мотоцикл, телеги. Не старье, а ретро.
— Вот топор, вот вилы, вот меха для кузни. Смотри, эта борона сделана без единого гвоздя, — Анатолий обращает внимание на интересные экспонаты.
Стены сарая и дома — своего рода музейные стенды. Топоры, пилы, молотки, замки, лезвия косы, деревянные коньки и самодельные лыжи, колеса от телег...
В кладовке-«коморе» и на кухне в доме — глиняная посуда. Чернозадымленные и поливанные горшки, надежно некогда служившие своим хозяевам. Кошики, сплетенные из соснового корня. Корзины из соломы. Фотоаппараты, радиоприемники, утюги. И фотографии с картинами. В музее строгая периодизация: каменный век на Полесье, польский период, советский, иконы всех полесских конфессий, портреты соболевцев, одежда, посуда и даже раздел «Спаивание полешуков».
— Когда на экскурсию приезжают дети, многому удивляются. Да и сам я, случалось, не знал предназначения некоторых предметов, которые мне попадали в руки, — смеется Анатолий.
Планов у владельца музея много. Он мечтает превратить родные Соболи в музей под открытым небом. И уже немало для этого сделал. В центре деревни установил крест, а к камню-валуну прикрепил мемориальную доску с 20 фамилиями земляков, погибших в годы Великой Отечественной. Поставил уличные указатели. Вырезал из дерева и установил на пустующей площадке фигурки языческих идолов.
И это все на энтузиазме Анатолия Желудко и за его деньги. Благо все инициативы поддерживают односельчане, старики родители, местное хозяйство и сельсовет.
Хороший пример заразителен. После Анатолия Желудко в соседней деревне Михалки обустроила частный музей в дедовом доме киевлянка Вера Захарова. «Хата деда Хвэдора» не менее популярна у туристов, чем «Сабалеўскi маёнтак». А минувшим летом в деревне Пешки открылся еще один сельский музей — в доме родителей известного журналиста Михаила Николаевича Шиманского.
Аграрные уроки Александра Борушко
Сегодня в Березовском районе более двух десятков фермерских хозяйств. Александр Борушко из агрогородка Малеч был в числе тех, кто первым в районе решился заняться фермерством на родной земле.В 2000 году хозяйство выделило Александру Ивановичу три гектара земли сельхозпредприятия в 11 километрах от дома, где живет семья Борушко. «Первый отщепенец» — услышал он на собрании, которое принимало решение.
— Мы с супругой Верой Владимировной знали, на что шли, — сегодня то собрание Александр вспоминает с улыбкой.
Супруги Борушко — выпускники Горецкой сельхозакадемии. Приехали по распределению на родину Александра — в Березовский район. Супруг работал, жена находилась в декретном отпуске. Перестройка, развал Союза — время было непростое… Борушко решился и взял в аренду колхозный сад около Малеча, но дело не пошло. Сказалось и негативное отношение сельчан к новой форме хозяйствования. А уроки Александр с Верой из этого опыта вынесли.
Фермеры занялись капустой. Потом — ягодами: малиной, клубникой, смородиной, голубикой, посадили сад.
Сегодня ФХ «Борушко» крепко стоит на ногах. Приобрели в Польше за 25 тысяч евро комбайн для уборки смородины. Агрегат заменяет работу 80 человек. В технопарке — четыре трактора, два комбайна с различными прицепными агрегатами. Купили грузовую фуру-холодильник для перевозки ягод. В планах — оборудование небольшого хранилища для сельхозпродукции.
— У нас 55 гектаров земли, и мы не строим больших планов, а рассматриваем свое хозяйство как небольшой семейный бизнес, — говорит Александр Борушко.
Помогает старший сын Александр. Он принял решение продолжить дело родителей. Еще двое сыновей — экономист и программист — работают в столице. Дочь Мария — преподаватель музыки.
Теперь только в агрогородке Малеч несколько крестьянско-фермерских хозяйств, а первопроходцы Борушко — в числе лучших. По итогам 2017 года фермерское хозяйство было занесено на районную Доску почета.
Сельская закалка
Березовский район — один из наиболее экономически крепких районов Брестчины. Березовская ГРЭС, мясокомбинат, сыродельный завод — здесь около двух десятков промышленных предприятий. Доля района в общем объеме отгруженной инновационной продукции Брестской области в минувшем году составила 13,3% — это самый высокий показатель в регионе. Продукция экспортировалась в 37 стран мира. ОАО «Березастройматериалы» более 70% керамической плитки продает за пределы Беларуси.На одном из градообразующих предприятий работают 1.183 человека. Тракторист транспортного цеха Сергей Поляк трудится на заводе 32-й год. В мае фотография Сергея Ивановича появилась на районной Доске почета.
К вниманию журналистов Сергей Иванович не привык. Мол, кто он такой, чтобы о нем рассказывать и его труд ставить другим в пример. Начальник транспортного цеха Николай Здасюк не соглашается:
— Ответственный, исполнительный, у него даже старая техника выглядит как новая. Недавно доверили ему вышку — объект повышенной опасности, людей поднимает для высотных работ. Молодец Сергей Иванович. На таких людях, казалось бы, незаметных, и держится каждое успешное дело.
Построил дом, посадил сад, вырастил двоих сыновей и дочь. Сергей Поляк родом из деревни Винин под Березой, вспоминает, как 1 апреля 1988 года устроился на предприятие:
— Если сравнивать завод того времени и нынешний — большая разница. Сейчас современное оборудование, продукция, которая пользуется спросом. И Береза за это время стала комфортным для жизни городом. Правда, хотя и считаюсь я горожанином, а в душе по-прежнему сельчанин. В родной деревне у меня 60 соток земли. Картошка, голубика, клубника — все есть. Коня держал, сейчас свой трактор. Человеку с деревенской закалкой без земли — никак.
kozlovich@sb.by