Как в телеграм-каналах готовят экстремистов

Под черным флагом

Иногда люди сами ищут приключения, кому-то нужны развлечения, кому-то адреналин. А иногда приключения находят людей, которым они были не очень нужны, хватают их и не отпускают до завершения. Можно, знаете ли, выйти в магазин за хлебом, а приключение подкрадется и утащит тебя в Сомали, где ты будешь отбиваться от морских пиратов. Можно совершенно неожиданно для себя попасть в недра террористической организации или ознакомиться со спецификой подготовки экстремистов. Нечто подобное и произошло с автором этих строк. 

Вообще, за развертыванием сети экстремистских телеграм-каналов я следил достаточно давно: интересно было наблюдать, как с начала лета пошла разворачиваться сеть информационного влияния самой радикальной направленности. Эта сеть стояла особняком от новостных каналов. Там не было политики или новостей, там просто учили делать взрывчатку и применять весь арсенал экстремистских приемов во время массовых беспорядков. При некоторых подобных каналах были организованы чаты, где и обсуждался предлагаемый контент. В нескольких таких чатах я и состоял, скромно набирал материалы для публикаций. 
И вот теплым сентябрьским днем мне позвонили и поинтересовались, что я, собственно, такое интересное делаю? Оказалось, что я совершенно неожиданно для себя с еще примерно 30 счастливчиками стал администратором одного из чатов.
Я сразу подумал, что меня таким образом решили “отблагодарить” бывшие герои моих статей, но, как оказалось впоследствии, реальные руководители канала просто решили таким образом несколько обезопасить себя. И тут есть два интересных момента. 

В первую очередь оцените их моральные качества: они просто взяли своих случайных подписчиков и сделали их администраторами без каких-либо полномочий. Прекрасно понимая, что любого администратора подобного канала могут задержать в рамках уголовного дела. Причем большинство новоиспеченных администраторов даже не знали о нависшей угрозе. А во-вторых, оцените их интеллектуальные способности: взять и просто назначить множество случайных людей администраторами. Это примерно как застрелиться, чтоб притвориться мертвым. Ведь администратор, даже без определенных разрешений, все равно видит «журнал действий», видит, кто реально управляет каналом, кто кого куда добавляет, кто какие материалы подает для публикаций. А для посетителей он выглядит совершенно полноценным администратором, эдаким матерым «волком-экстремистом», закаленным годами неравных боев с системой.

Естественно, моим первым порывом было удалиться по-английски. Но оказалось, что делать это не обязательно, мало того, если не забывать об интересах государства, можно даже принять более деятельное участие в жизни сообщества. Такие шансы не упускают. Черное солнце осветило мне путь, и я ступил на дорогу анархии и экстремизма. 

Устроено все предельно просто. В сообществе есть несколько, скажем так, «идеологических надсмотрщиков»: они следят, чтобы обсуждения шли в правильном русле, снабжают сообщество материалами и разъясняют интересующимся все аспекты. Эти люди достаточно хорошо владеют теорией, умеют убеждать и объяснять острые вопросы, сглаживая шероховатости. Согласитесь, не так просто объяснить сомневающемуся, что, если от его действий пострадают совершенно посторонние люди, это в принципе нормально. Работают такие админы посменно, большинство находится за границей, обслуживают несколько подобных сообществ, постоянно меняют имена и аккаунты, но люди одни и те же, это я уже в процессе общения понял. Хотя со стороны кажется, что никакой управляющей структуры не существует, но кто-то, готовый ответить на вопросы в чате, почти всегда будет присутствовать. 
А основную массу участников сообщества составляют либо вчерашние школьники, либо «взрослые дети». Именно таких мы и видим иногда в репортажах о задержаниях, где они рассказывают, что поддались влиянию деструктивных каналов, очень раскаиваются и никогда так больше не будут. Вот эти люди и являются конечным продуктом деятельности подобных сообществ, именно для того, чтобы они решились на преступление, все и делается.
Многим из приходящих нужны поддержка и одобрение, и они находят их друг в друге. Модераторам надо всего лишь направлять людей в нужное русло, давать инструкции и задавать тон беседы, а все остальное люди сделают сами. Там не нужна логика, нужны только эмоции. Общий чат - только для основной повестки, все более детальные вопросы обсуждаются в личной переписке или постоянно создаваемых и удаляемых временных чатах. Люди получают иллюзию взаимной поддержки, иллюзорных единомышленников. Критическое мышление потихоньку сходит на нет, появляется доверие к общим идеям и коллективным решениям. Котел бурлит, и периодически из него выходят экстремисты, уже готовые не только к разговорам, но и к действиям. 

Вот в такую замечательную среду я и попал. И знаете, самым сложным было не подсказывать им разумные идеи. Несмотря на наличие модераторов, общий интеллектуальный уровень там несколько хромает, и при должной подаче провести можно вообще все, что угодно. 

Я ушел в осторожную оппозицию к руководству канала и занялся созданием «Анархо-экстремистской» партии. Поначалу администраторы упрекали: мол, мы тут серьезные вещи обсуждаем, людей к большим делам готовим, а ты с каким-то учредительным собранием пристаешь. Но тут уже и я возражать начал, ведь наша победа близка и неминуема, а у нас даже нет структур для управления страной, нас же в сторону ототрут, хотя мы всю грязную работу делаем. Структуру заранее подготовить надо, и желательно легальную, чтобы потом занять достойное место в новом парламенте. К счастью, никто из участников Закон РБ «О политических партиях» не читал, и все согласились, что для учредительного собрания будет достаточно 100 человек. 

Экстремистские будни потекли неспешной чередой, я потихоньку занимался проектом устава партии. Вел философские беседы о месте анархизма в истории человечества и необходимости экстремизма как инструмента для достижения всеобщего блага. И в целом старался отвлекать молодежь от реального экстремизма обсуждением самых безумных проектов, какие только приходили в голову, вроде противотанковых велосипедистов или канализационных боевых групп. Мне вся эта история доставляла массу удовольствия. А вот на фронтах все было далеко не так хорошо…

Как раз в начале ноября экстремистские каналы один за другим падали под натиском спецслужб, администраторов постоянно арестовывали, переписки попадали в руки оперативников и клубок разматывался дальше. Каналы отвечали очень заносчивыми и самоуверенными заявлениями, но внутри царила паника. Мое сообщество через руководителей было связано с небезызвестными «водителями 97», и я прекрасно помню, что творилось внутри, когда задерживали администраторов. Паника разделила участников на две части: находящиеся за границей подбадривали находящихся в Беларуси, убеждая их, что это все не страшно и борьбу надо продолжать. А вот находящиеся внутри страны боевой задор откровенно теряли. Люди постоянно уходили из движения плюс поиски «агентов» косили собственные ряды ничуть не хуже паники. Личного состава стало катастрофически не хватать. 

Тогда мне и предложили координаты с тайником, где я мог бы взять шипы для разбрасывания их в определенных местах. К слову, для человека, состоявшего в движении менее двух месяцев, это было очень серьезное карьерное достижение. Перспективы дальнейшего роста были самые радужные, но в очередном приступе паранойи руководители канала использовали специального бота, показывающего, в каких сообществах и группах состоят пользователи. А я веду собственный телеграм-канал «Людажор». И как только этот факт всплыл, и оказалось, что я действительно Юрий Терех, а не просто им притворяюсь, моя карьера экстремиста закончилась.

И как вишенка на торте… Бывшие «коллеги» из обитающих за пределами страны иногда приходят на мой канал и угрожают сообщить в милицию, что я был их администратором. Просто задумайтесь над этим фактом.
В настоящее время канал, с которого вся эта история началась, уже не функционирует. По легенде его создатель улетел в далекую страну и просто «утратил» свою сим-карту. Это примерно как детям рассказывают, что собачка вовсе не померла, а уехала на ферму за городом, где играет с другими собачками. По мере сдувания протестов вся система подготовки потеряла актуальность. Остались в основном люди, находящиеся за границей, но агитировать им уже некого. 
Однако в случае нужды коммуникации восстановятся очень быстро. Опыт и специалисты есть, нужны только массовые беспорядки и желающие в них активно поучаствовать, ну или готовые устроить теракт, но не обладающие достаточными знаниями. Опасно ли это все? Да, очень опасно. Подобное сообщество способно за несколько недель создать из неудовлетворенного жизнью человека совершенно полноценного террориста. И это точно не тот случай, где есть смысл кого-то уговаривать или предупреждать. Пресекают подобные вещи предельно быстро и эффективно. Церемониться с террористами никто не будет. Желающим попробовать себя на этой ниве могу сказать следующее: «будет ярко, но недолго». 

Tepex@sb.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter