Галина Левицкая из деревни Андруши Узденского района в юности помогала партизанам, а после Великой Отечественной вышла замуж за артиллериста. Его главный в жизни путь – от Москвы до Берлина, а ей довелось, родившись на маленьком хуторе Дворец, пожить и в Западной, и в Восточной Беларуси, выучить многих людей. Удивительно, но Галина Константиновна, проработавшая всю жизнь учителем русского языка и литературы, сохраняет ясный ум и живость. А ей в начале ноября исполнилось по документам 97 лет, а в реальности и все 98.
Особенно запомнилось ей, как во время войны зимой пришлось жителям деревни спешно бежать в лес: партизаны сообщили, что едут немцы из Колосово.
– Происходило все перед Новым годом, снега чуть ли не по грудь, а сельчане с повозками, с детьми – и в лес. Муж сестры запряг коня, и большая часть семьи успела уехать, а у отца не гнулась нога, он не мог быстро идти и остался.
Когда все стихло, сестра Галины Люба решила вернуться с мужем домой. Их односельчанка, которая лежала неподалеку в канаве, тихо позвала: "Вернитесь!" И тут засвистели над головами разрывные пули. Все побежали назад, в глубь леса. Оказалось, прямо на опушке немцы поставили пулемет и уничтожали всех, кто пытался выйти. Когда наконец добрались до дома, отец сидел на кровати, но в доме было голо, фашисты забрали даже кур. Село рядом с лесом, поэтому они опасались, что сельчане будут кормить партизан. Пока ждали весну, ели и крапиву, и мерзлую бульбу...
– Почему живу долго? Вот подумайте, олигарх Борис Березовский прожил всего 53 года, и никакие деньги не помогли. Думаю, мне небо назначило столько, – делится она. – В одной книге прочитала: когда рождается человек, с ним и его смерть. Они идут вместе, и однажды она приходит. Я родилась очень маленькой. Говорят, что, когда купали в пеленке, прямо в ней поплыла. А потом мой трехлетний брат примерно в это же время заболел скарлатиной. Доктор посмотрел и говорит: "Держите девочку подальше, если подхватит заразу, может не пережить". А мама, наоборот, положила меня к брату. Мол, если все равно малышке умирать, пусть не мучается… Но выжили все!
Здоровье ослабло у моей собеседницы только после того, как тяжело переболела коронавирусом. Но снова не сдалась. Маленькая, хрупкая, но сильная, она настоящий символ нашего национального характера. Никаким геноцидом и вирусом нас не уничтожить.