Особенно тепло встретили колонну в агрогородке Долгиново — еще до приезда байкеров на центральной площади собрались десятки зрителей. Одновременно отмечался традиционный праздник деревни, и ретропробег стал его изюминкой, рассказал председатель местного сельсовета Александр Малиновский:
— Ведь организаторы фестиваля, известные реставраторы техники братья Виталий и Олег Гапановичи — выходцы из наших краев. Они сразу откликнулись на предложение устроить остановку на несколько часов именно в Долгиново, дать возможность рассмотреть старинные мотоциклы гостям нашего праздника, пообщаться с участниками пробега. Все это живая история, через которую тоже можно прикоснуться к прошлому нашей страны. И такие энтузиасты, по крупицам, по деталям ее восстанавливающие, — пример для подражания, когда все внимание молодежи поглощено компьютером и смартфоном.
Как только мотоциклисты спешились, сразу попали в центр всеобщего внимания. Молодежь больше интересовали винтажные ярких цветов зарубежные модели, те, кто постарше, ностальгировали по «Уралам» и «Явам».
— Точно тебе говорю: у меня такой был, на дискотеку на нем ездил! А коляску прицепишь, так и мешок подвезти можно было, — убеждал один сельчанин другого.
Один из уникальных мотоциклов — «Ява» 1953 года выпуска — принадлежит председателю финского фан–клуба мотоциклов «Ява» Кауко Сунтиоинену. Прекрасно отреставрирован — в тематическом конкурсе, где нужно было как можно быстрее завести свой транспорт, двигатель байка ровно заурчал с первой же попытки. Неужто марка была так популярна в Финляндии? Господин Сунтиоинен рассыпался в комплиментах:
— Да, очень популярна в послевоенные годы, когда немногие могли позволить себе автомобили. Все покупали мотоциклы для передвижения, и «Ява» была хорошим вариантом не только из–за доступной цены — это на самом деле были отличные мотоциклы, надежные и неприхотливые. Но в 1960–е в стране стали массово продаваться байки из Японии, и соотношение оказалось уже не в пользу «Явы». Сейчас этими мотоциклами интересуется в основном старшее поколение, у кого с ними связаны ностальгические воспоминания. В нашем фан–клубе состоят около 600 человек. У меня было самое большее 10 мотоциклов в коллекции, но сейчас осталось только 4.
Здесь же мотоцикл, выпущенный специально для шведской армии. Модель уже помладше, 1965 года, зимой можно было оборудовать лыжами для патрулирования местности по сугробам. Военное прошлое мотоциклетной промышленности представлял и Анатолий Шпец, приехавший на фестиваль из Глубокого. Его М–63 с коляской в первую очередь производился для нужд армии, но порой партии шли и в обычные магазины. Именно такой образец можно было увидеть в Долгиново, причем об адаптации к гражданскому применению, похоже, когда–то не слишком задумывались. У модели, например, нет поворотников, только один фонарь для освещения дороги. Зато техника сохранила армейскую выносливость, рассказывает Анатолий:
— Машина надежная, крепкая. Конечно, я ее каждый день не использую — стараюсь по возможности беречь. Даже к старту пробега привез на лафете — закончил его сваривать буквально в 2 ночи, за пару часов до выезда. В армии такой мотоцикл мог служить для быстрой переброски трех человек и какого–нибудь вооружения. А вот так его применять, как в фильмах показывают — стреляют из пулемета, смонтированного на коляске, — вряд ли могли: точность никакая бы была от тряски на кочках...
Отдельным украшением ретропробега стал Gilera Giubileo 98 — мотоциклов из лимитированной юбилейной серии выпустили всего 1.000 штук. Нынешний владелец байка Олег Казак приобрел его в виде заводского комплекта для сборки и еще несколько лет восстанавливал. Зато сейчас это единственный подобный мотоцикл не просто в Беларуси, но во всей Восточной Европе, заметили братья Виталий и Олег Гапановичи:
— Сообщество, увлеченное мотоциклами с историей, в Беларуси, может быть, не такое большое по сравнению с другими европейскими странами, но оно заметно выделяется на их фоне. Средний возраст членов этого сообщества — около 30 лет, а в Европе — за 40, то есть и молодежь увлекается такой техникой, не боится сложностей в реставрировании — это здорово. И мы знаем студентов, которые буквально со стипендии восстанавливают мотоциклы.