Источник: Знамя юности
Знамя юности

Молодой ученый из Гродно разработал систему для гашения вибрации в кабине трактора

По полю с комфортом

В конце сентября старший преподаватель кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей факультета инновационных технологий машиностроения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Дмитрий Линник стал кандидатом технических наук. Он защитил диссертацию, в которой предложил способы повышения уровня комфорта водителей колесных тракторов, а также снижения риска профессиональных заболеваний, характерных для таких работников. Корреспондент «Знаменки» встретилась с молодым ученым и выяснила, в чем суть его изобретения, а главное – каковы перспективы внедрения ноу-хау в массовое производство.

Дмитрий демонстрирует опытную конструкцию системы подрессоривания кабины колесного трактора

Увлекательное машиностроение

Дмитрий Линник окончил с от­личием Брестский государственный технический университет по специальности «техническая эксплуатация автомобилей» и одновременно получил квалификацию экономиста-менеджера. Парень имел все шансы на коммерческий успех в сфере автосервиса. Но непреодолимая тяга к новым знаниям и искренний интерес к машиностроению привели его в науку:

– Хотелось знать все про работу систем и механизмов в автомобилях, какие процессы совершаются при запуске агрегата. Мне это нравилось с детства. А научная деятельность позволяет не только ходи­ть по давно протоптанным кем-то дорожкам в автомобилестроении, но и самому сказать новое слово.

Диссертационная работа молодого ученого направлена на улучшение условий труда водителя колес­ного трактора. Объектом исследования стал трактор МТЗ, а предметом исследования – система подрессоривания кабины для гашения низкочастотных вибраций на сиденье водителя. Откуда интерес именно к этой проблеме? Дедушка Дмитрия был трактористом, да и самому молодому исследователю доводилось садиться за руль этой техники в полевых условиях. Он прекрасно помнил неприятные ощущения при поездках по бездорожью, а именно для этих целей чаще всего и используются колесные тракторы. Занявшись разработкой темы, молодой ученый пришел к выводу, что белорусские тракторы нуждаются в инновационном подходе, который позволил бы решить проблему изнуряющей тряски.

Без тряски и вибраций

Классическая конструкция колесных тракторов, производимых в нашей стране, не предусматривает подрессоривание кабины, объясняет Дмитрий:

– Есть виброизоляторы, с помощью которых гасится только высокочастотная вибрация. Водителям колесных тракторов приходится длительное время концентрировать внимание, сидеть в одной позе, подвергать себя определенному риску во время движения транспорта, что обусловливает повышенную нервно-эмоциональную нагрузку. Кроме того, они ощущают воздействие общей вибрации с преобладанием низкочастотной вибрации, которая приводит к развитию профессионального заболевания – вибрационной болезни. Заболевание проявляется нарушением нервной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. При подготовке диссертации приходилось не раз обращаться за консультацией к представителям медицинского университета Гродно, работающих в сфере профпатологических заболеваний. Снижение воздействия низкочастотной вибрации на организм водителя колесного трактора – актуальное направление исследований. Его активно развивают итальянские, французские, австрийские, немецкие производители колесных тракторов. По этому пути идут и американские разработчики. 

Последние четыре года рабочий день Дмитрия начинался с лекций для студентов на ка­федре и продолжался в лабо­ратории завода автоагрегатов ОАО «Белкард». Там он занимался экспериментами, мониторингом полученных данных. Исследования проводились также в учебно-опытном сельскохозяйственном производственном ко­оперативе «Путришки» под Гродно. Воздействие общей вибрации на водителя колесного трактора определялось после непрерывного измерения вибрации в течение восьмичасового рабочего дня с помощью современной измерительной техники. 

Работа на результат

На основании результатов экспериментов, стендовых испытаний и теоретических исследований была изготовлена опытная конструкция системы подрессоривания кабины колесного трактора, обладающая способностью гасить опасные низкочастотные вибрации на 70 процентов. Дмитрий уточняет: 

– Это не только моя заслуга, но и моего научного руководителя доктора технических наук, профессора Валерия Андреевича Кима. В Белорусско-Российском университете он возглавлял научное направление по созданию автоматических систем колесных машин на основе силового анализа. Результаты его исследований внедрены на Минском авто­мобильном заводе, Минском тракторном заводе, Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, Минском мотовело­заводе и других предприятиях.

С результатами своей работы молодой ученый обратился к представителям Минского тракторного завода. Выяснилось, что там параллельно велись работы по внесению изменений в конструкцию колесных тракторов, чтобы максимально уменьшить тряску, которой подвергаются води­тели. Дмитрия заверили, что его теоретические и эксперимен­тальные исследования будут использованы при разработке конструкций новых кабин, систем подвески и сиденья оператора для перспективных моделей тракторов «Беларус».

charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter