Дмитрий демонстрирует опытную конструкцию системы подрессоривания кабины колесного трактора
Увлекательное машиностроение
Дмитрий Линник окончил с отличием Брестский государственный технический университет по специальности «техническая эксплуатация автомобилей» и одновременно получил квалификацию экономиста-менеджера. Парень имел все шансы на коммерческий успех в сфере автосервиса. Но непреодолимая тяга к новым знаниям и искренний интерес к машиностроению привели его в науку:– Хотелось знать все про работу систем и механизмов в автомобилях, какие процессы совершаются при запуске агрегата. Мне это нравилось с детства. А научная деятельность позволяет не только ходить по давно протоптанным кем-то дорожкам в автомобилестроении, но и самому сказать новое слово.
Диссертационная работа молодого ученого направлена на улучшение условий труда водителя колесного трактора. Объектом исследования стал трактор МТЗ, а предметом исследования – система подрессоривания кабины для гашения низкочастотных вибраций на сиденье водителя. Откуда интерес именно к этой проблеме? Дедушка Дмитрия был трактористом, да и самому молодому исследователю доводилось садиться за руль этой техники в полевых условиях. Он прекрасно помнил неприятные ощущения при поездках по бездорожью, а именно для этих целей чаще всего и используются колесные тракторы. Занявшись разработкой темы, молодой ученый пришел к выводу, что белорусские тракторы нуждаются в инновационном подходе, который позволил бы решить проблему изнуряющей тряски.
Без тряски и вибраций
Классическая конструкция колесных тракторов, производимых в нашей стране, не предусматривает подрессоривание кабины, объясняет Дмитрий:– Есть виброизоляторы, с помощью которых гасится только высокочастотная вибрация. Водителям колесных тракторов приходится длительное время концентрировать внимание, сидеть в одной позе, подвергать себя определенному риску во время движения транспорта, что обусловливает повышенную нервно-эмоциональную нагрузку. Кроме того, они ощущают воздействие общей вибрации с преобладанием низкочастотной вибрации, которая приводит к развитию профессионального заболевания – вибрационной болезни. Заболевание проявляется нарушением нервной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. При подготовке диссертации приходилось не раз обращаться за консультацией к представителям медицинского университета Гродно, работающих в сфере профпатологических заболеваний. Снижение воздействия низкочастотной вибрации на организм водителя колесного трактора – актуальное направление исследований. Его активно развивают итальянские, французские, австрийские, немецкие производители колесных тракторов. По этому пути идут и американские разработчики.
Последние четыре года рабочий день Дмитрия начинался с лекций для студентов на кафедре и продолжался в лаборатории завода автоагрегатов ОАО «Белкард». Там он занимался экспериментами, мониторингом полученных данных. Исследования проводились также в учебно-опытном сельскохозяйственном производственном кооперативе «Путришки» под Гродно. Воздействие общей вибрации на водителя колесного трактора определялось после непрерывного измерения вибрации в течение восьмичасового рабочего дня с помощью современной измерительной техники.
Работа на результат
На основании результатов экспериментов, стендовых испытаний и теоретических исследований была изготовлена опытная конструкция системы подрессоривания кабины колесного трактора, обладающая способностью гасить опасные низкочастотные вибрации на 70 процентов. Дмитрий уточняет:– Это не только моя заслуга, но и моего научного руководителя доктора технических наук, профессора Валерия Андреевича Кима. В Белорусско-Российском университете он возглавлял научное направление по созданию автоматических систем колесных машин на основе силового анализа. Результаты его исследований внедрены на Минском автомобильном заводе, Минском тракторном заводе, Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, Минском мотовелозаводе и других предприятиях.
С результатами своей работы молодой ученый обратился к представителям Минского тракторного завода. Выяснилось, что там параллельно велись работы по внесению изменений в конструкцию колесных тракторов, чтобы максимально уменьшить тряску, которой подвергаются водители. Дмитрия заверили, что его теоретические и экспериментальные исследования будут использованы при разработке конструкций новых кабин, систем подвески и сиденья оператора для перспективных моделей тракторов «Беларус».
charovskaya@sb.by