Точность оценок Александра Лукашенко подтверждается событиями

По-настоящему ответственная политика

Вместе с экспертами мы попытались выделить десятку наиболее ярких примеров на основе событий последних двух лет

Характерная черта настоящего лидера — умение увидеть тенденцию в зародыше и на основе имеющейся информации и трезвого анализа четко определить перспективу ее развития. Точность оценок ­Президента Беларуси многократно подтверждалась событиями, разворачивающимися на наших глазах. Вновь и вновь Александр ­Лукашенко дает понять, что такое по-настоящему ответственная политика.


1. Манипуляции ажиотажем вокруг COVID-19

Я этот коронавирус называю не иначе как психозом и от этого никогда не откажусь, потому что вместе с вами пережил уже многие психозы, и мы знаем, к чему это приводило. Абсолютно убежден, что это очередной такой же психоз, который кому-то будет на руку, а кому-то и во вред, — говорил тогда Александр ­Лукашенко. — Я абсолютно убежден, что мы можем больше пострадать от паники, нежели от самого вируса.

В начале 2020‑го мир охватил апокалиптический ужас, имя которому — COVID-19. Под маркой противодействия пандемии многие транснациональные корпорации нажили огромные прибыли, Клаус Шваб с товарищами пытались провозгласить новый миропорядок, а страны — одна за другой — закрывались на локдауны, приносящие непоправимый вред экономике.


Казалось, на этом фоне ­Президент Беларуси, призывавший всех не поддаваться панике, выглядел белой вороной. Но прошло время, и всем стало очевидно, что насильно запихивать все человечество под карантин не выход из ситуации. Белорусский лидер оказался прав: самая страшная эпидемия — это паника.

И это не значило, что в Беларуси никто не занимался борьбой с эпидемией. Боролись, но при этом, как сказал Глава государства, «без шума и пыли».

Председатель правления Белорусского общества «Знание» кандидат исторических наук, доцент Вадим Гигин:

— Ковидную политику Александра ­Лукашенко в 2020 году многие критиковали и внутри страны, и за ее пределами. Но теперь практически все признают, что выбранная стратегия была грамотной и реалистичной.

2. Выборы и попытка «белорусского майдана»

Все начинается постепенно, мы это знаем: расшатывается обстановка внутри страны, доводится до белого каления, идет наступление на действующую власть, происходит слом власти, — говорил ­Президент в июне 2020‑го. — Через майдан — беспорядки, волокита вплоть до обращения к иностранному государству. Вы это исключаете? А я нет.

...Государственная безопасность — основа основ. И Комитету государственной безопасности в этом плане принадлежит вместе с ­Президентом ведущая роль по защите независимости и суверенитета нашего государства. Мы абсолютно знаем цели, которые преследуют тут отдельные ветродуи. Эти цели нам ясны: устроить нам майданчик в преддверии президентских выборов или в день президентских выборов. Так они планировали. Хочу на этой встрече вас предупредить и всех, кто нас услышит, всех этих «майданутых» хочу предупредить, что майданов в Беларуси не будет.

...Выборы будут очень интересные, а после выборов будет еще интереснее. Это я обещаю.

...Я говорил, а вы посмеивались, год назад, что, возможно, наступят такие времена, что нам с тобой (Путиным) придется стоять спиной к спине и отстреливаться. А вы это за шутку приняли. А вот видите, жизнь как повернулась.

Идя на выборы в 2020 году, Александр ­Лукашенко знал, что спокойно их провести не дадут. Шло целенаправленное расшатывание обстановки, и белорусский лидер отчетливо это понимал, принимая соответствующие меры.

Но майданов в Беларуси не будет, дал однозначно понять ­Лукашенко.

Вадим Гигин:

— Конечно, мы помним знаменитое высказывание ­Президента об «интересных выборах». Это была не просто адекватная оценка ситуации, но и четкая уверенность в своих силах, понимание стратегии победы. Политическая воля и сильное лидерство предопределили успех в этой ситуации. Таков стиль Александра ­Лукашенко — он не «гадает», а делает прогнозы на основе точной оценки ситуации и, самое главное, выверенной стратегии и программы действий.

Заведующий кафедрой политологии БГЭУ кандидат исторических наук, доцент Алексей Беляев:

— Мы видели в 2020‑м, как вывешивались польские флаги, как активно велась работа с протестующими через нелегитимный «союз поляков». До сих пор продолжаются информационные атаки на нас из Польши. ­Президент обо всем этом предупреждал.

3. Мир на пороге тотального кризиса

Так называемый общемировой протест стал отражением системного политического, экономического, социального и духовного кризиса, который охватил планету. Я думаю, что пришло время вынести эту тему на международный уровень, пока планета не перевернулась. Посмотреть на нее как на глобальную проблему, которая подтачивает основы сложившегося не только миропорядка, но и порядка в отдельных государствах. Беларусь знает, как сближать позиции и вырабатывать решения общих проблем.

...Сегодня понятно даже скептикам — устоявшаяся система мироустройства уходит в прошлое. Фактически уже ушла. Мы являемся свидетелями переформатирования мировой политики, экономики и культуры.


Полтора года назад мир только-только оправился от коронавирусного шока. Теплилась надежда, что последующие годы землянам удастся прожить хоть в какой-то степени по-человечески. Но оказалось, что апокалипсис никуда не ушел, а, напротив, еще более настойчиво стучится в дверь. ­Президент Беларуси уже тогда разглядел крайне тревожные тенденции, ведущие к неминуемому краху последних иллюзий однополярности.

Глава государства давно констатировал, что повсеместно критически повышается уровень агрессии, вызывающая риторика стала нормой, а миротворческие инициативы кладутся под сукно. По его мнению, это происходит потому, что в мире не хватает продовольствия, идет жестокая борьба за ресурсы и рынки сбыта.

Ни наука, ни человечество не успевают освоить дешевые ресурсы: энергии ветра, солнца, воды и так далее. Слишком, наверное, отвлеклись на вооружение. Поэтому ресурсов не хватает.

В горькой правоте этих слов мы убеждаемся теперь, когда на наших глазах гонка вооружений и циничное спонсирование конфликтов оборачиваются ресурсным голодом не только для «мировой периферии», но и для тех, кто, кичась, привык причислять себя к «золотому миллиарду».

Вадим Гигин:

— ­Президент точно оценил геополитическую обстановку. И несколько лет назад, и еще до этого он говорил о предстоящем большом столкновении между Западом и Востоком. Белорусский лидер всегда подчеркивал, что только многополярный мир, который формируется на наших глазах, позволит преодолеть сложившиеся в мире противоречия. Так и происходит.

4. Интеграционные проекты постсоветского пространства дадут фору ЕС

Этот союз будет более продвинутым и более стабильным. Во-первых, потому, что мы учтем все ошибки Европейского союза, чтобы их не повторять. А положительный опыт, который полезен для нас, будем использовать. Во-вторых, мы ведь вышли из единого государства — из Советского Союза. И мы многое уже там попробовали. Мы знаем, что нам оставить из советского прошлого и что нам в будущем не пригодится. Поэтому это будет более мощный, продуманный и продвинутый союз.


Это было сказано о Союзном государстве Беларуси и России в декабре 2021 года. Наверное, кое-кто подобным прогнозам улыбнулся, а кто-то и похихикал. Но сегодня «единая Европа» почти порвана в клочья беспросветным удорожанием энергии, рекордной инфляцией, коррупционными скандалами и чехардой правительственных кризисов. Кто-нибудь еще жаждет вступить в ЕС, кроме совсем уже патологических случаев вроде Украины и Молдовы?..

На постсоветском пространстве, напротив, интеграционные проекты не только крепнут, но и продолжают привлекать к себе новых заинтересованных. Недавно Узбекистан подписал документ о дополнительных направлениях сотрудничества с ЕАЭС. И о возвращении в ОДКБ Ташкент тоже подумывает. И в ШОС появились новые кандидаты, включая Беларусь.

5. Россию будут раскачивать по периметру. События в Казахстане и Узбекистане

Нам просто не будет. От нас просто не отстанут. И одна из причин — это производство. Мы никому не нужны как конкуренты, и нас будут душить все, кто имеет такие производства.

...Нас ждут серьезные вызовы в перспективе. Поэтому необходимо укреплять ОДКБ, спокойно и планомерно наращивать все ее компоненты и прежде всего миротворческий потенциал. Весьма важно сохранить мобильность и оперативность действий.

Уроки из произошедших событий должен извлечь и Узбекистан. По нашей информации, на него теперь брошены их взгляды.

Алексей Беляев:

— ­Президент регулярно говорил о геополитической нестабильности, предрекая, что в покое нас не оставят. Мы видим, что так оно и вышло.

Проблема взаимоотношений на постсоветском пространстве, вмешательство в них Соединенных Штатов и в целом коллективного Запада. Попытка не допустить противовесов в виде ЕАЭС и Союзного государства — все это реализуется на наших глазах как по писаному.

Коллективный Запад не покидает попыток снизить уровень интеграционного взаимодействия в Евразии, предупредил Александр ­Лукашенко в декабре 2021‑го. Через месяц грянули беспорядки в Казахстане.

На январском саммите ОДКБ ­Президент Беларуси прямо говорил, что имеются достаточные сведения о том, что геополитические стервятники намерены и далее продолжать раскачивать Центральную Азию. И в первую очередь их взоры направлены на Узбекистан, который при новом руководстве сделал ставку на усиление сотрудничества с Россией и Беларусью, что наверняка не понравилось западным «доброжелателям».

Тогда Ташкенту не очень хотелось верить в такие тревожные прогнозы — даже публиковались официальные заявления об их якобы «необоснованности».

Но полгода спустя, когда вспыхнули беспорядки в Нукусе, всем стало очевидно, что упреки были напрасными: прогноз белорусского ­Президента сбылся с математической точностью. И хорошо, что все удалось купировать с минимальными жертвами — застать власть врасплох не удалось.

Алексей Беляев:

— ­Президент неоднократно говорил, что Азиатский регион может полыхнуть, так как есть силы, которые заинтересованы в нарушении связей, устоявшихся еще с советских времен. Попытки поджечь Среднюю Азию продолжались — не без участия американских спецслужб и дипломатов осуществлялись провокации в Казахстане. Затем Узбекистан. Как предупреждал наш Глава государства, пытаются поджечь и Кавказ: свежим тому подтверждением стали недавние столкновения в Нагорном Карабахе.

6. Украинский конфликт как угроза национальной безопасности

Мимо нас ни одна война не проходила в прошлом, не пройдет и сейчас. Не дай бог она будет развязана. Поэтому моя задача — уберечь государство и народ от войны.

...Я не хочу, чтобы наш народ в очередной раз оказался на линии излома и не дай бог в центре какой-то войнушки.

...С болью в сердце мы наблюдаем все то, что творится в Украине. Ее нынешнее политическое руководство, находясь под внешним управлением, ведет порой себя непредсказуемо и неадекватно. Поэтому на этот случай — непредсказуемости, неадекватности — и на случай, не дай бог, военных действий нам надо определяться.

...Мы должны предпринимать все для того, чтобы нас не могли застать врасплох и чтобы в нужный момент мы могли ответить.


Трезвая оценка фактов — в первую очередь наращивание военного контингента на южных границах Беларуси и своевременные меры реагирования, предпринятые руководством нашей страны, — позволила избежать страшного сценария.

Известная мудрость гласит: «Хочешь мира — готовься к войне». Слаженные действия белорусских силовиков обеспечили выполнение задачи, поставленной Главнокомандующим.

7. Санкции нас только укрепят

Нечего нам по этому поводу париться! Мы выдержим. Даже не выдержим — мы будем развиваться. Это не вопрос. Сегодня не получится монополизировать международную повестку и надавить на нас. Не получится! Мир изменился.

...Ну давайте мы им морду набьем в очередной раз с этими санкциями и прочим. Давайте им покажем, что здесь действительно живет гордый и независимый народ, который помнит подвиги своих предков.

С середины прошлого года коллективный Запад стал навешивать на Беларусь очередные санкции — пакет за пакетом, предрекая белорусской экономике скорейший крах, а обществу — обнищание и бунты. Шипели, как змеи: «Задушим… Дожмем… Уничтожим…» Пятая колонна потирала руки и вовсю подыгрывала экономическим агрессорам: мол, давайте-давайте, так и надо — чем хуже, тем лучше.



Но Александр ­Лукашенко сразу дал понять, что расчеты разрушителей не стоят и выеденного яйца. Никакой паники, а уж тем более хаоса не будет, не мечтайте. Наоборот, мы станем еще сильнее.

Эффективная централизованная система управления позволила Беларуси молниеносно переориентировать свой экспорт. Помогли и традиционные братские связи с Россией. Белорусский лидер призвал не опускать руки, а, наоборот, использовать этот шанс. Результаты — разгромные для злопыхателей — не заставили себя ждать. По итогам 2021‑го экспорт товаров составил почти 40 миллиардов долларов, что на 36,7 процента больше уровня предыдущего года! А теперь самая пикантная деталь: в региональном разрезе наибольшей степени (на 4,1 миллиарда, или 74,4 процента) вырос отечественный экспорт… в страны Евросоюза!

Ну и кто чего в итоге добился?..

8. Ставка на импортозамещение себя оправдает

Примерно 300 видов импортозамещающих товаров заявлено в нашей программе. Из них не менее 10 процентов абсолютно новые для Беларуси.

Как показала практика, эти амбициозные задачи нам под силу. По данным Минэкономики, в первом полугодии объем произведенной в Беларуси импортозамещающей продукции оценивается на уровне 6,5 миллиарда долларов. На повестке дня выстраивание новых логистических цепочек, обеспечение предприятий комплектующими. Сформирован перечень импортозамещающей продукции — более 2,7 тысячи наименований. Разработан ряд кредитных продуктов по линии Банка развития, предусматривающих господдержку для компаний, которые будут реализовывать импортозамещение.

Беларусь — одна из немногих стран мира, которая может похвастаться почти полной продовольственной самодостаточностью. А ведь это тоже можно отнести к импортозамещению. Несмотря на ограничительные меры и глобальный экономический спад, в 2021‑м мы заработали 7 миллиардов долларов на продовольствии. «И заработали бы гораздо больше, если бы соблюдали технологии, использовали адаптированные к нашим условиям белорусские сорта. Но в любом случае сегодня мы обеспечиваем продовольственную безопасность страны», — отмечал Александр ­Лукашенко год назад. Сегодня, когда продкризис охватил планету с невиданным размахом, вес этих слов утяжеляется в разы.

Алексей Беляев:

— Глава государства всегда обращал внимание на вопрос продовольственной безопасности. Он так и говорил: выборы проходят, а кушать хочется всегда. В 2020 году на Земле голодало около 700 миллионов человек. Наш ­Президент тогда предсказывал, что будет голодать более миллиарда. К сожалению, эти цифры становятся реальностью.

9. Важность вектора дальней дуги с учетом усиления Китая

Идет очень серьезная борьба за передел мира. На политической карте мира появилось новое мощное государство, которое, может, и нехотя, но бросило вызов монополисту — Соединенным Штатам Америки. И это государство — Китайская Народная Республика.

...Для расширения международной повестки Евразийского экономического союза нужно уделить особое внимание странам дальней дуги, где наши товары и услуги пока еще мало узнаваемы. Предлагаем Евразийскому банку развития подключиться к этому направлению.

Страх американцев утратить гегемонию подстегивает их на развязывание конфликтов — от торговых до силовых. Центром напряжения становится Южно-Китайское море, где открыты огромные залежи углеводородов.

Контекст геополитических трансформаций подтверждает правоту той настойчивости, с которой Александр ­Лукашенко многократно в период своего президентства указывал на необходимость всестороннего углубления сотрудничества Беларуси со странами дальней дуги.


10. Расследование ИКАО спустят на тормозах

Если они готовы иное доказать, факты на стол. Фактов нет, мы тоже это видим: сейчас это разослано всем странам — членам ИКАО. Вы знаете, кто там главенствует. Лучшее для них — это спустить все на тормозах, не лезть в дебри. Потому что чем дальше в лес, тем больше дров. Поэтому не надо лезть в дебри там: их ничего хорошего не ждет.

Это говорил Глава государства еще в январе 2022‑го. После этого прошло еще полгода. И вот почти через 14 месяцев после инцидента мы наконец-то дождались опубликованного отчета ИКАО с итогами расследования. Пустой, водянистый рапорт ни о чем, без единого доказанного факта нарушения белорусской стороной международного авиационного права.

Это и называется спустить на тормозах.

Эти и многие другие примеры убедительно показывают, что Александр ­Лукашенко — ответственный политик, у которого можно и нужно поучиться самому главному: любить Беларусь.

vasilkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter