Каждый, кому доводилось бывать в археологическом музее «Берестье», наверняка мечтал спуститься в раскоп: пройтись по деревянной средневековой мостовой, поближе рассмотреть чудом сохранившиеся срубы, где девять веков назад топили печь, варили кашу, пели песни и качали в люльках детей. Одна загвоздка: заходить туда имеют право только сотрудники музея. Но 30-летний минский программист Станислав Богдевич нашел выход – создал по «Берестью» виртуальный тур.
Теперь, чтобы прогуляться по брестскому раскопу, нужен лишь смартфон или компьютер с выходом в интернет. Нажал на одну стрелку – пошел направо, кликнул другую – повернул налево. А если прокрутить колесико мыши, можно приблизить любой объект так, что на дереве будет видна каждая трещинка и червоточина.
Панорамной фотографией Станислав увлекся еще во время учебы в БГУИР, с годами превратившись в одного из самых известных 3D-фотографов в нашей стране. Города, пейзажи, агроусадьбы – на счету дипломированного программиста почти 2000 панорам. Особое место в этой галерее занимают музеи:
– Сам я родом из Сморгони, поэтому первым в списке стал местный музей-усадьба Франтишка Богушевича «Кушляны», что в 20 километрах от города. Тогда на создание виртуального тура потратил десять дней. Сейчас опыта больше, поэтому с «Берестьем» управился за трое суток.
Сначала Станислав «оцифровывает» пространство. Говоря простым языком, делает серию фотографий с разных ракурсов, стараясь захватить все, что мог бы увидеть человек, стой он на этом месте, – от неба над головой до земли под ногами. Для этого, помимо «зеркалки» и штатива, необходима «панорамная голова» – устройство в виде буквы Г, которое устанавливается между камерой и штативом и помогает не потерять нодальную точку, вокруг которой вращается фотоаппарат. Если утратить этот ориентир, пазл не сложится – панорама получится шероховатая, с засечками.
Потом фотографии склеиваются, становясь чем-то похожими на развертку географического атласа. Последний этап – программирование: компьютерный код позволяет приближать и удалять изображение, крутить и вертеть его как хочется.
Виртуальный тур по «Берестью» уже готов и вот-вот появится на официальном сайте. 3D-туры по местным музеям – отличный способ привлечь туристов, приехавших в Брест по безвизу, уверен Станислав:
– Я и сам, собираясь в другие страны, всегда открываю гугл-карты и смотрю панорамы, изучая, что на них есть красивого, интересного.
А что если после такой виртуальной прогулки турист не захочет идти в музей, мол, я и так все видел?
– На мой взгляд, грамотно сделанный 3D-тур – отличный стимул приехать и увидеть все своими глазами, сравнить впечатления. Кроме того, я ведь показал не весь музей, а только часть. Так что интрига не раскрыта.
Пока другие музеи не спешат обращаться к Станиславу с просьбами «а оцифруйте и нас тоже». Хотя разработчик обещает: если попросят – поможет обязательно. Зато с ним уже связались сотрудники Центрального ботанического сада. Стас делает для них виртуальный тур, который позволит не только прогуляться по аллеям, не вставая с дивана, но даже выбрать сезон: хочешь – броди по зимнему саду, хочешь – по цветущему весеннему.
krupenk@sb.by
Минский айтишник бесплатно создает 3D-туры для белорусских музеев
По музею на диване
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.