Ситуация по дороге на границу всегда была на контроле у брестских властей. В жару цистерны подвозили водителям воду, курсировала автолавка, выставлялись биотуалеты, контейнеры для сбора мусора. ГАИ отработала схему расстановки и контроля вдоль трассы. Однако было понятно, что требуется более кардинальное решение. Поэтому рядом с пунктом пропуска «Козловичи» началось строительство самой большой в белорусском приграничье зоны ожидания — комфортной площадки на тысячу автомобилей, которая будет сдана в 2025 году. В будущем только там, а не на М-1, будут стоять фуры в ожидании пересечения границы.
В начале октября очередь из большегрузов по дороге на «Козловичи» неожиданно сильно сократилась. Начальник Брестской таможни Сергей Якута объяснил, в чем дело:
— На прошлой неделе поляки два дня активно работали и пропустили к себе 1800 автомобилей.
Но не факт, что польские коллеги продолжат в том же духе. Ко всему традиционно в последние месяцы года грузоперевозчики спешат исполнить свои обязательства, а это значит, что опять будет аврал на пути к границе? С учетом нынешних обстоятельств, когда таможенники Польши работают как им вздумается, можно предположить, что в интересах руководства соседней страны будет создание неудобств для наших водителей и напряженной обстановки в приграничье.
Можно ли каким-то образом навести порядок и упредить стабильно сложную ситуацию? В Бресте решили, что убрать автомобили с трассы и тем самым минимизировать неудобства стоит уже сейчас, не дожидаясь введения в строй новой площадки для ожидания. Транспортно-логистические предприятия СП «Веставто», СП «Транзит» и СООО «БрестВнешТранс» пошли навстречу и выделяют дополнительные места для стоянок. Также будет введена регистрация очереди, и бесцеремонные водители больше не смогут вклиниться на место за другом, братом и т.д. В этом случае за хорошим примером далеко ходить не надо — электронная очередь недавно появилась на пути к автодорожному пункту пропуска «Брест». Водителю больше нет необходимости сутками ночевать в машине, а стоит зарегистрироваться и ехать по своим делам — в музей, гостиницу, домой, подойдет очередь прохождения границы — позвонят и пригласят.
— Мы провели рабочее совещание и выработали механизмы локализации обстановки возле пункта пропуска «Козловичи» и на трассе М-1, связанной со скоплением грузовых транспортных средств, следующих на территорию Евросоюза. В результате пришли к оптимальному варианту — с тремя зонами ожидания и регистрацией в очереди. Таким образом, с трассы на стоянки транспортно-логистических предприятий уйдут несколько сотен автомобилей, — рассказал Сергей Якута.
Помощник Президента — инспектор по Брестской области Валерий Вакульчик не сомневается, что водители оценят принятый вариант решения проблемы:
— В условиях санкций, когда неритмично работает таможня Польши, отчего на нашей территории создаются длинные очереди из автомобилей, мы находим новые возможности. Прежде всего думаем, как сделать, чтобы хорошо было людям, безопасно и комфортно. В итоге, зарегистрировавшись в очереди и оставив машину на стоянке, водитель сможет посмотреть Брест, ознакомиться с условиями жизни и отдыха в областном центре, если дальнобойщик брестчанин — побыть с семьей, а не прозябать в машине на трассе.
kozlovich@sb.by
Валерий Вакульчик.