Для студентов БГУ создали свой цифровой мир

Площадка для экспериментов

Со скоростью света — именно так стремительно развиваются цифровые технологии. Они серьезно облегчают нашу жизнь, но требуют недюжинных аналитических способностей специалистов, которые их разрабатывают. Как подготовить такие кадры, чтобы в условиях всеобщей компьютеризации они были бы как рыба в воде? В БГУ действует проект «Цифровой факультет». Для обучающихся запустили специальную программно-техническую платформу. Ее можно сравнить с тренировочной базой, где студенты, словно на реальном рабочем месте, самостоятельно создают современные информационные технологии и учатся управлять сложными производственными процессами.

На кафедре телекоммуникаций и информационных технологий Белорусского государственного университета студент Александр Гарист и ассистент кафедры Иван Цеховой.

Передо мной два прозрачных куба, нашпигованные лампочками, проводами, контроллерами. Сейчас я нахожусь в лаборатории промышленных сетей на факультете радиофизики и компьютерных технологий БГУ. Стеклянные фигуры — не выставочная инсталляция, а точные уменьшенные копии производственных складов, которые есть, например, в торговых центрах. На них студенты отрабатывают алгоритмы управления микроклиматом. Температура, влажность, давление — надо следить за каждым показателем. Сделал ошибку — звучит звуковой сигнал. Пробуй дальше. В жизни же это финансовые потери. И немалые! Магистрант Иван Цеховой говорит, что лабораторные работы можно делать дистанционно, даже дома. Иван Шалатонин, старший преподаватель, объясняет: к дорогостоящему оборудованию, расположенному на факультете, можно подключаться удаленно в любом месте, где есть интернет. Если студенты художественных факультетов пишут картины, то здесь молодежь создает свои цифровые продукты. На факультете есть собственное облачное хранилище данных, учебная беспроводная сеть, лаборатория систем видеонаблюдения и распознавания образов. «Нельзя же ставить эксперименты над центром обработки данных БГУ или облачным хранилищем от Amazon», — шутят преподаватели. По сути, на факультете для студентов создан свой цифровой мир, где они могут пробовать, не боясь ошибиться. Что здесь важно? 
Выпускники — не теоретики, а практики: смогут разрабатывать собственные продукты, внедрять их и управлять новыми технологиями на любом предприятии, где будут трудиться. 
В планах БГУ реализовать инновационный проект и на других факультетах.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Воротницкий, заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий, председатель Совета по цифровой трансформации БГУ:


— Сегодня вузам Беларуси важно быстро отвечать на вызовы цифровой трансформации государства, экономики, общества. Главное — учить по-новому. Рутинный умственный труд уже берут на себя компьютеры, а наши студенты должны уметь творить, создавать продукты, основанные на новых цифровых решениях. Инструментом внедрения методологии креативного обучения стал портал БГУ, на котором размещены материалы более чем по 8 тысячам дисциплин. Важный элемент цифровой трансформации — внедрение в университете комплексной безбумажной электронной системы планирования, контроля и анализа деятельности преподавателей и студентов.

В вузе реализуются два проекта, изменившие облик традиционных документов. Первый — новый интеллектуальный студенческий билет, совмещенный с полнофункциональной банковской картой. Второй проект — электронная зачетная книжка. У нас нет бумажных зачеток. Все их возможности реализуются в личном кабинете на сайте БГУ. Сегодня учиться комфортно и интересно. На смену традиционным лекциям приходят обсуждения и дискуссии, коллективная работа над проектами. Чтобы лучше изучить теорию, можно выйти в интернет — и видеозаписи лекций университетов всего мира перед тобой. Добавьте сюда краткий конспект, заботливо составленный педагогом. Удобно! Мы, преподаватели, тоже должны трансформироваться, следить за трендами. Я не хочу призывать читать лекции в TikTok, но не исключаю, что когда-нибудь мы придем к совершенно новым форматам занятий.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter