Федор Черенков — лучший футболист СССР 1983 года.
Снимается кино…
Лента «Федя. Народный футболист» стала уже по меньшей мере пятой попыткой современных российских киношников заработать славу на футбольной ниве. Ей предшествовали сразу два фильма про советского Пеле — «Стрельцов» и «В созвездии Стрельца», фильм «Тренер», который официально приурочивали к прошедшему в России чемпионату мира 2018 года, и байопик «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». И давайте признаем: каждое кино не получилось по-своему. Не дотянули футбольные сценаристы до баскетбольного «Движения вверх», не дотянул «Лев Яшин» до «Легенды №17», не дотянул Данила Козловский в роли футбольного тренера до самого себя в роли хоккеиста Харламова.
Постер фильма «Федя. Народный футболист».
В течение производства «Феди» его создатели многократно рассказывали, что так, как они, футбол еще никто не снимал. А многие зрители, уже познакомившиеся с их творением, сегодня наверняка расскажут, что настоящее всегда лучше вымышленного, что футбольный матч, даже показанный по «снежащему» телевизору, всяк лучше игры, весьма шаблонно смонтированной с помощью дронов, фотошопа и пресловутого ИИ. И Черенков из наших воспоминаний — с застенчивой улыбкой на лице, с невесть откуда взявшимися кучеряшками на обложке «Футбол-хоккея», с Бесковым и Малофеевым, с их альтер-эго Лобановским, с товарищами по команде Дасаевым, Родионовым и Гавриловым, с голами и промахами всяк лучше того персонажа из «Феди», что заигрывается в «испанского летчика» и выставляет «подгорающий» голый зад из электрички.
Лев и Звезда
«Умру — тогда можете художественный фильм делать, и что кому взбредет в голову, пусть делает. Я видела о Боброве фильм — отвратный. Там эта Санина танцует на столе. Еще не хватало, чтобы меня там голую сделали, чтобы я танцевала, как-то так. Снять художественное кино про Льва Ивановича хотят очень много режиссеров. Но я категорически против этого фильма. Очерк — пожалуйста. А в кино, как всегда, все наврут и переделают в угоду красивой, но не правдивой истории. У Льва была самая обычная жизнь, без инцидентов, которые можно было бы красиво обыграть в кино...»Лев Яшин в конце жизни остался без правой ноги.
Валентина Тимофеевна Яшина много лет яростно противилась планам по созданию фильма о ее легендарном супруге Льве Яшине. Но ее все-таки уговорили, и в конце концов она лично участвовала в разработке сценария и подборе актеров. Над созданием фильма «Яшин. Вратарь моей мечты» официально в итоге работали четыре года, а неофициально — десятилетия. И тогда, и сейчас много говорилось об исторической правде, а потому тем более странно, что создатели ленты бодро прошли мимо самой драматической страницы в биографии Льва Ивановича — истории с награждением лучшего вратаря мира званием Героя Социалистического Труда.
Последнюю награду Яшину вручили в 1990 году всего за несколько дней до смерти. И то только благодаря всесоюзному любимцу комментатору Николаю Озерову, который, хотя и передвигался к тому времени с помощью костылей, лично ходил по инстанциям, собирал подписи, чтобы Льву Ивановичу единственному из советских спортсменов дали звезду Героя Соцтруда. Сам Яшин тогда уже остался без ноги — коварные инфаркт и инсульт привели к гангрене. Озеров дошел до Раисы Горбачевой, и вот в середине марта в квартиру Яшиных пожаловала внушительная делегация во главе с председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР Рафиком Нишановым. Из друзей были Озеров, Симонян, Парамонов, Хазанов, Саркисьянц. Когда выключили камеры, Яшин шепнул жене: «Валя, давай!» Она принесла коньяк, выпили по рюмашке. «Лев Иванович выглядел очень плохо: впалые, с бледной желтизной щеки, глубоко запавшие глаза, он ужасно похудел. Впечатление — более чем тягостное, — вспоминал о том дне Никита Симонян. — Я присел рядом и сказал: «Поздравляю тебя, Левушка». «Да за что мне такая высокая награда? — он говорил тихо, как будто был в чем-то виновен. — Ведь в нашем спорте есть более достойные. Разве это не так, Никита?»
Март 1990-го. Лев Яшин в окружении Геннадия Хазанова и Николая Озерова.
А Геннадий Хазанов позже рассказал, что Лев Яшин шепотом сказал ему: «Гена, зачем мне эта звезда, когда я уже умираю?» Легендарного вратаря не стало ровно через шесть дней после награждения.
Невозможное — возможно!
Автор первого гола сборной СССР в финальных стадиях чемпионатов мира, Англии в 1958-м, олимпийский чемпион Мельбурна-1956 (67 лет назад игравший в финале и дважды потом пытавшийся отдать свою медаль юному Стрельцову — на том основании, что Эдуард провел весь турнир, а он — лишь решающий матч, а медали давали только участникам финала) 98-летний Никита Павлович Симонян до сих пор (!), если здоров, приходит на работу в Российский футбольный союз. Там у него свой кабинет, телефон и… воспоминания.Никита Симонян в 1950-е.
«Арменпресс» сообщил недавно, что в Ереване начались съемки фильма «Золотой дубль», который будет посвящен одному из этапов блестящей тренерской карьеры Никиты Симоняна. Именно под его руководством в 1973 году футбольный клуб «Арарат» смог добиться наивысшего достижения в истории советского футбола: сделать «золотой дубль», став в один год чемпионом СССР и обладателем Кубка СССР. «Я, честно говоря, удивился, когда мне предложили идею этого фильма, ведь прошло много времени, 50 лет — это огромный срок. Единственное, чего хотелось бы пожелать, так это правды, чтобы люди действительно знали эту историю. Над проектом работают знающие люди, я им доверяю. Надеюсь, эта история станет источником вдохновения и мощной мотивацией для юных ребят, юных футболистов, мечтающих о великих победах», — говорит Симонян.
В официальных пресс-релизах сообщается, что главную роль в фильме доверили Егору Бероеву, его коллегами по съемочной площадке будут София Доньянц, Ксения Алферова, Сергей Шакуров, Сергей Газаров и множество армянских актеров. А мне вот больше всего интересно, как в Ереване покажут финал Кубка СССР 1973 года, когда «Арарат» в московских «Лужниках» обыграл киевское «Динамо» с голом на 89-й минуте и с решающим мячом в дополнительное время. Оба гола, что важно, тогда записал на свой счет Левон Иштоян. Позже его имя упомянут в «Мимино», а он сам уедет в Америку.
Бероев в роли Симоняна.
— Брат с женой туда переехали в 1976-м. Меня и мать, и брат с женой уговаривали уехать… А я даже мысли не допускал. Отвечал: «Во-первых, меня не выпустят. Во-вторых, в Ереване все хорошо. Сдалась мне эта Америка?» Брат десять приглашений присылал — я все отказывался и отказывался, — признавался в одном из интервью Иштоян. — А в 88-м в Армении начались демонстрации. Посмотрел на все это и решился уехать. Сказал «уезжаю» — и все. Я 20 лет в футболе — что получил от государства? Только отдал! Чтоб меня выпустили, квартиру отдал. Даже не продал. У меня выбора не было. Или отдавай, или никуда не едешь. А квартира была шикарная — 4-комнатная в самом центре, недалеко от рынка!
Письмо из ЛТП
Много белорусского и в фильме о Черенкове. Кто-то, уверен, разглядит в нем маленький стадиончик в Костюковке под Гомелем или арену «Локомотив» в Барановичах. На ней в ходе съемок специально воздвигали обитую зеленой тканью деревянную стену длиной 380 метров и высотой до 12 метров, чтобы впоследствии превратить ее с помощью компьютерных технологий в Центральный стадион им. Ленина в Москве и Республиканский стадион в Киеве.
Федор Черенков — ветеран советского футбола.
Впрочем, еще больше белорусского и еще больше историй о «народном футболисте» обещают рассказать создатели ленты об Александре Прокопенко. Как стало известно порталу betnews.by, в Москве уже началась работа над сценарием. Снимать картину планирует российский режиссер Александр Баршак, о котором известно, что он снимал «День выборов-2», и о котором стоит догадываться, что он не видел маэстро Прокопа на футбольном поле.
Ставший главным в фильме «Федя. Народный футболист» решающий поединок чемпионата СССР 1987 года между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» в 2023 году снимали в Барановичах.
Продюсером фильма заявлен сын Александра Прокопенко Дмитрий. Интересно, конечно, покажет ли он режиссеру, например, такое письмо отца из Мозырского ЛТП: «Ты уже большой и все понимаешь. Что бы ни случилось, знай: отец у тебя был и есть. Он никогда не был плохим человеком. Ты растешь и должен быть другим. Лучше, чем я. А люди в большинстве своем — подонки…» Официальная биография чемпиона СССР в составе минского «Динамо» (а что уж говорить про неофициальную, которую могут создать из своих воспоминаний многие болельщики клуба!) полна самых невообразимых поворотов, но фильм «Федя. Народный футболист» наталкивает на мысль, что Черенкова и Прокопенко легко можно было бы соединить в одном сценарии. Однако… Оба знаковых для СССР игрока были в советской сборной на московской Олимпиаде, но возглавляемая Константином Бесковым команда не смогла на ней победить, заняв всего лишь третье место. И разве этот факт для эпического кино? Разве для кино, что молодой Черенков тогда не знал хвори, что забил на Играх четыре мяча. Для кино куда значимее, что Прокопенко сыграл в Москве-80 в двух матчах, а потом «сорвался», из-за чего даже вставал вопрос об его олимпийской медали. Но в какой сценарий попадет этот факт? В кино еще можно вместить, что жена заботилась о Черенкове и ездила к нему в Центр психического здоровья, а разве туда помещается, что к своему 55-летию Федор после двух разводов остался один. В кино вмещается, как можно помешаться рассудком прямо по ходу футбольного матча, как словно специально для комедии заикался Прокопенко, а как туда можно вместить кусок мяса, застрявший в горле Прокопа, гулявшего в ресторане гостиницы «Минск» трагическим 29 марта 1989 года? Можно ли его вместить, а главное — надо ли?
1982 г. Александр Прокопенко после своего легендарного гола в ворота киевского «Динамо».
И как не сойти с ума в процессе объединения воспоминаний с действительностью?
Войти в роль
Киноленты «Федя. Народный футболист» и «В созвездии Стрельца» не обошлись без белорусского участия. В октябре 2014-го, когда минский стадион «Динамо» уже готовился к реконструкции, оставшись без осветительных матч и кресел на трибунах, на нем то и дело появлялись футболисты в форме 50-х и 60-х годов прошлого века.В 2014-м динамовец Маковский «был» торпедовцем Стрельцовым.
Как писала «СБ», вел «селекционную» работу известный в прошлом футболист минского «Динамо», а ныне тренер Владимир Курнев: «Обзванивал, искал, предлагал. Поначалу были люди, которые отказывались, ссылаясь на занятость. Но потом уже многие сами начали выходить на меня и изъявлять желание сняться». Среди тех, кто решился вкусить актерского хлеба, например, были такие известные по белорусским меркам футболисты, как Максим Гукайло, Юрий Сыроквашко, Дмитрий Макар, Дмитрий Кабельский, Павел Гречишко, Михаил Маковский... Ну а — главное — с подачи Курнева дублером исполнителя главной роли (то есть Стрельцовым на поле) был Владимир Маковский: «Интересно увидеть киноиндустрию изнутри. И сейчас, когда смотрю фильмы, представляю, как это делается. Работа тяжелая. Мы недавно снимались целый день, а в кадр пошла только минута».
И вот, скажите, могла ли какому-либо сценаристу тогда прийти в голову мысль, что пройдет всего четыре года и судьба Владимира Маковского выкинет почти стрельцовский и почти киношный фортель?! За участие в организации договорных матчей бывшего форварда сборной страны объявят персоной нон грата в белорусском футболе…
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?
В 1974 году, будучи подростком, Федор Черенков снялся в небольшой роли в картине «Ни слова о футболе». Сегодня в сети можно встретить немало свидетельств, что за роль в эпизоде фильма будущая звезда советского футбола получила гонорар 110 рублей, которые отдала матери. И почти не найдешь рассказов про то, что ленту (и Черенкова в ней) снимали в… Гомеле. А ведь это было, было…
gord@sb.by