(Окончание. Начало в выпуске № 23)
Гетто было организовано и в Плиссе осенью 1941 года, что в километрах двадцати от Глубокого. В него согнали не только евреев поселка, но и ближних деревень. Всего в гетто оказалось 500 узников, размещенных по 5–6 семей в каждом доме. Всех переписали и поставили на учет.
![](/upload/iblock/d1a/d1abc0aea93bb47899e74c992dc509bb.jpg)
Комендантом Плиссы был зондерфюрер Гепперт Франц, начальником местной полиции — Чеснак.
Евреям приказали нашить на одежду желтые шестиконечные звезды и стали принудительно использовать на тяжелых грязных работах. Большей частью они состояли в заготовке древесины в лесу, прокладке и ремонте дорог. К месту работы, за 10—12 километров, узников гоняли строем, под охраной. Всех предупредили, что в наказание за попытку побега семья беглеца будет расстреляна. Проскочить этот заслон могли только молодые и сильные мужчины, но никто не хотел спасаться, оставив на верную смерть своих родных.
Немцы очень серьезно относились к возможности еврейского сопротивления и поэтому в первую очередь убивали в гетто евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, несмотря на экономическую нецелесообразность, так как это были самые трудоспособные узники. Еще осенью 1941 года арестовали 18 самых уважаемых евреев под предлогом перевода в трудовой лагерь. Впоследствии выяснилось, что всех их расстреляли.
Весной 1942 года начались тайные массовые расстрелы. Людей, целые рабочие команды отправляли якобы на строительство дороги, но назад никто не возвращался. Когда в один из дней никто из мужчин большой группы не вернулся, стало понятно, что немцы готовятся ликвидировать гетто.
1 июня 1942 года немцы из зондеркоманды, прибывшей из Глубокого, окружили гетто. В 8 часов утра полицаи начали вышвыривать людей из домов и прикладами гнать на центральную площадь. Затем обреченных евреев группами выводили на окраину местечка и расстреливали из пулеметов возле кладбища. Очевидцы вспоминают, что немцы и полицаи так издевались над обреченными людьми перед смертью, что те «просили у Бога смерти». Евреев вели на расстрел через все местечко, а стариков и старух, которые не могли идти сами, везли на телегах. Накануне немцы заставили местных жителей выкопать расстрельную яму и никого не отпускали, чтобы они не рассказали о готовящемся убийстве. В этот день гетто в Плиссе было уничтожено, его узники (410 человек) были убиты.
Из плисских евреев в живых остались только двое: Моше Меирович Цимкинд и Чернэ-Лея Гинзбург (урожденная Гельман). На ее глазах полицаи Чеснак и Яцына с садистским удовольствием убили ее детей, а саму Чернэ-Лею, несмотря на мольбы о смерти, оставили временно в живых. Моше с трудом уговорил Чернэ-Лею спасаться, и местный белорус Степан Фомич Метелица, рискуя жизнью, несколько недель прятал ее на своем хуторе в двух километрах от Плиссы. Впоследствии Чернэ-Лея ушла в лес и была застрелена там немцами. Сам Моше Цимкинд нашел убежище в 20 километрах от Плиссы на хуторе у Кости Иванковича, своего товарища по польской школе и его родителей, хотя прекрасно знали, что им за это грозит. Впоследствии Цимкинд стал бойцом партизанского отряда.
О своем спасении из Плисского гетто Моше Цимкинд рассказывает следующее:
— В наш дом ворвались полицаи и стали выгонять всех жителей на площадь. Я успел убежать в соседнюю избу, где жил мой товарищ, но там уже никого не было. Тогда я вернулся домой. Вдруг входит знакомый полицай, мой бывший товарищ по школе, и хочет выпроводить меня на улицу. Я ему говорю: «Юзик, если меня убьют, тебе легче станет? Скажи, что здесь никого нет». И он меня послушался.
Так Моше Цимкинд первый раз избежал смерти. Потом на краю гибели он оказывался десятки раз: как выбирался из Глубокского гетто, как, уже будучи партизаном бригады имени ЦК КП(б)Б, подрывал немецкие эшелоны, атаковал вражеские посты.
![](/upload/iblock/f89/f891b1177dc94d3bc7ef857f5f2f58d9.jpg)
Об этих и других фактах написано в книге Цимкинда «Мне суждено было выжить». Она издана в Иерусалиме и в Тель-Авиве. Моше Цимкинд в 1988 году с одним из сыновей приехал в Плиссу. Он получил в сельсовете разрешение установить импровизированный памятник погибшим, нанял тракториста, притащил к месту расстрела огромный валун. Помогал Моше устанавливать памятник Виктор Метелица, сын скончавшегося Степана Метелицы, спасшего Моше в годы войны.
Соседние Прозороки постигла подобная участь. Жизнь в этом многолюдном, когда-то счастливом местечке превратилась в жуткое непредсказуемое существование. Все жители закрылись в своих домах. Улицы словно вымерли. Черными стали для Прозорок, а также деревень Зябоки и Загатье 5 и 6 декабря 1941 года.
Сохранились воспоминания свидетеля тех событий, жителя деревни Хролы Павла Глота, который после войны жил в Витебске, работал на железной дороге:
— Пятого декабря всех евреев Прозорок, Загатья, Зябок согнали без вещей и пищи в здание школы. В этот же день, еще затемно, были собраны из близлежащих деревень несколько десятков крепких мужиков, которым было приказано выкопать огромную яму. Местом для захоронения была выбрана окраина леса, в километре от Прозорок, рядом с шоссейной дорогой. Людей к месту расстрела конвоировали немцы и полицаи. Путь на Голгофу проходил от школы, возле церкви и сворачивал на проселочную дорогу к лесу. Там людей раздевали до нижнего белья, снимали обувь и заставляли прыгать в яму, где из винтовок и убивали. Среди убитых евреев были и те, с которыми я учился до войны в школе. Многие их молодых парней пытались бежать в лес, пользуясь суматохой во время раздевания и стрельбы. Однако этих беглецов догоняли на лошадях, избивали нагайками, пригоняли к могиле и убивали. Убивали в основном пьяные полицаи, а немцы наблюдали издали. Когда расстреляли всех евреев, а это 420 мирных жителей, было приказано эту «братскую могилу» сровнять с землей. Мужиков потом отпустили домой, а полицаи, подобрав всю обувь и одежду убитых, вернулись в школу, где разделили добычу между собой.
Заместитель председателя Глубокского райисполкома Татьяна Тарасевич — о том, что сделано и делается по увековечению памяти жертв Холокоста:
![](/upload/iblock/b90/b90856df346f36dafe290db688e5b035.jpg)
По результатам разработан совместно с Министерством спорта и туризма маршрут «Потерянный рай: жизнь и Катастрофа белорусских штетлов». Кроме Глубокского района, включены территории Ушачского и Докшицкого.
После этого провели промтур: знакомство с маршрутом. В нем приняли участие посол Израиля, депутаты Палаты представителей, представители Министерства спорта и туризма, Национального агентства по туризму, общественные объединения в сфере туризма. То есть люди, которые заинтересованы.
В июле создали карту «Приглашаем в Вишневую столицу» Глубокое и Глубокский район. В ней в том числе представлен автомобильный маршрут «Дорогами катастрофы и героизма» по местам памяти о Холокосте в годы Великой Отечественной войны: Еврейское гетто в Глубоком, а также в Плиссе и Прозороках, мемориальный комплекс жертвам нацизма «Борок».
Отпечатан набор открыток о выдающихся людях еврейской общины Глубокое.
В настоящее время работаем над изданием книги «Глубокское гетто», посвященной катастрофе и героизму евреев на нашей земле, целью которой является сохранение памяти о тысячах людей, уничтоженных только за их национальную принадлежность. Книга будет издана в издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки». Рассчитываем выпустить ее в свет в этом году, к 80-летию начала Великой Отечественной войны.
В конце сентября 2020 года провели в Глубоком совместную с Институтом истории Белорусской академии наук конференцию «Беларусь — Глубокский край и Эдвард Войнилович»», на которой Президентской библиотекой Республики Беларусь была представлена выставка «Евреи Беларуси». Раввин Витебска Малкиель Георгадзе, родственные корни которого из Глубокого, рассказал присутствующим о трагедии евреев в годы Великой Отечественной войны на Витебщине, в частности на Глуботчине. На конференции мы собрали представителей православия, католицизма, иудаизма, чтобы показать, что райцентр до войны многонациональным городом, где жили в мире и согласии люди разных религиозных конфессий, пока не произошло то, что произошло в истории.
Работаем в данный момент над проектом памятника «Героям еврейского сопротивления гетто».
Глубокое и израильский город Кирьят-Бялик — города-побратимы. Договор о социально-культурном сотрудничестве между ними подписан в 2014-м.
В январе этого года в рамках сотрудничества проведен онлайн круглый стол среди молодежи на тему: «Холокост. Современные подходы и сохранение исторической памяти». С израильской стороны в этом мероприятии приняла участие учащаяся молодежь. С видеообращением обратился мэр Кирьят-Бялика Эли Дукорски. С Глубокской стороны — члены райисполкома, сотрудники историко-этнографического музея, молодежь. Молодое поколение должно знать и помнить о Холокосте, о трагедии, которая никогда больше не должна повториться.
saulich@bk.ru
Фото Натальи Бельской и автора.