— Это не просто документ, который определяет условия, правила, нормы таможенного регулирования и налогообложения. Я бы назвал его кодексом новых возможностей, — сразу вносит интригу Александр Валиев, начальник Минской региональной таможни. — В первую очередь возможностей для бизнеса с точки зрения упрощения всех процедур, которые нужно производить при ввозе или вывозе товаров.
Чтобы оценить преимущества, предоставляемые новым Кодексом, отправляемся в отдел таможенных операций и контроля № 7 МРТ, что находится на 17-м километре автодороги Минск — Дзержинск. Мне доводилось бывать здесь несколько лет назад. В память врезались огромные очереди из озабоченных людей с бумагами в руках и множество фур. Поэтому сегодняшние тишина и безлюдность даже настораживают. Где же все?
Олег Высочанский, начальник отдела таможенных операций и контроля № 7, объясняет:
— Новый кодекс предусматривает абсолютный приоритет электронного таможенного декларирования. Отказ от работы с бумажными документами значительно упрощает и ускоряет таможенные процедуры.
В кратчайшие сроки
Грузовиков на ПТО немного. У рампы дожидается досмотра одинокая фура, поодаль стоят еще несколько. Оказывается, сейчас машины на таможне надолго не задерживаются.
— Есть вопросы, которые мы должны проверить, пока груз находится в зоне физической досягаемости инспектора. Например, наличие фитосанитарного сертификата на определенные виды ввозимых товаров. Или проверка на предмет запрещенных веществ, — объясняет Александр Анатольевич. — Чтобы предельно сократить время нахождения товара в стадии таможенной очистки, новый кодекс позволяет многие контрольные и мониторинговые процедуры, например, отдельные элементы, влияющие на полноту взимания таможенных платежей, производить после того, как груз выпущен.
Абсолютный приоритет отдается электронному декларированию
Фирмы, которые не один год работают во внешнеторговом бизнесе и не совершали правонарушений, могут получить статус уполномоченного экономического оператора. Для них кодекс предусматривает возможность даже не размещать ввозимый товар на складе временного хранения (СВХ) в ожидании подачи таможенных деклараций — прямо с границы они могут везти свой груз на собственные склады. Правда, до завершения таможенных процедур товар в оборот пускать нельзя, но и за аренду СВХ платить не надо.
— В Таможенном кодексе ЕАЭС определена возможность автоматического выпуска товаров, — останавливается еще на одном новшестве Александр Валиев. — С учетом опыта работы из всего товаропотока мы можем выделить сектор, где риски нарушения таможенного законодательства минимальны. Информационная система осуществляет их растаможку без вмешательства инспектора. Машина приезжает, размещается в зоне таможенного контроля, импортер заявляет сведения, компьютер их проверяет и, образно говоря, включает зеленый свет. Время оформления — пять секунд. При условии, конечно, что импортер вовремя подаст декларацию.
Уникальные возможности
По мнению начальника Минской региональной таможни, с принятием нового Таможенного кодекса бизнес получил уникальную возможность экономить на всех этапах:
— Размещение товара на СВХ раньше было обязательным, сегодня нет. Бумажные документы спрашивали одновременно с электронной декларацией, что нередко требовало присутствия представителя фирмы, сегодня вы можете заявить сведения через интернет.
Впрочем, кодекс не оставил таможенников безоружными. По-прежнему возможна проверка любой фуры, даже той, которая принадлежит уполномоченному экономическому оператору и проследовала прямо на собственный склад: работники таможни могут выехать и туда.
— В условиях этого «кодекса возможностей», который действует на территории пяти стран, межгосударственная конкуренция по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса станет острее, — прогнозирует Александр Анатольевич. — Чем быстрее государство реализует возможности, предусмотренные кодексом, тем скорее бизнес ощутит преимущества ввоза товаров через его границы.
Можно смело утверждать, что в этом отношении наша страна находится в авангарде. Не зря в последнее время таможенники реализовали множество экспериментов, вроде технологий удаленного выпуска товаров или внесения изменений в декларации путем удаленного доступа.
— Мы принимали участие в разработке положений Кодекса, поэтому все новшества, которые в нем заложены, не стали для нас неожиданностью, — признается Александр Валиев.
Еще в начале прошлого года на ПТО Минской региональной таможни проверяли и оформляли менее чем за два часа лишь пятую часть таможенных деклараций. Но уже в четвертом квартале 2017 года их доля возросла до 53%. Примечательно, что скорость оформления никак не повлияла на результативность работы таможни: случаев нарушения таможенного законодательства выявили даже больше, а вот число желающих схитрить значительно уменьшилось.