Анатолий Свириденко.
Программная оборона
— Расскажите, какие задачи стоят перед вашей научно-исследовательской частью?— Наши ученые занимаются разработкой новых и доработкой существующих беспилотников. Например, первый белорусский БЛА «Москит», который приняли на вооружение, был создан в нашей части главным конструктором полковником Дмитрием Сухоруком. БЛА сделан исключительно из белорусских деталей. Сейчас совместно с 558-м авиационным ремонтным заводом занимаемся его совершенствованием. Второе направление — программные навигационные комплексы, по сути, это мозги техники. Дорабатываем коммерческие дроны, чтобы их можно было использовать в военных целях, создаем симуляторы и тренажеры для управления БЛА.
Меньше и эффективнее
— Вы изучаете опыт, накопленный в Украине. Что изменилось с начала СВО?— Изначально дроны использовали только для разведки, затем начали применять для корректировки огня артиллерии, доставки грузов. Значительные изменения произошли в их количестве. На данный момент со стороны Украины применяется более 40 видов БЛА. Также обе стороны в начале СВО пытались делать ставку на беспилотники самолетного типа, сейчас упор — на небольшую технику. Идет тенденция уменьшения стоимости БЛА и повышения их времени полета, возможности увеличения грузоподъемности. Тому подтверждение и активное использование FPV-дронов.
Разработчик виртуального тренажера по управлению FPV-дроном Андрей Ольшевский тестирует приложение.
— Чем они уникальны?
— Их особенность в дешевизне, маневренности, плюс ко всему у них неплохая грузоподъемность. Такой аппарат может нести до 1,5 килограмма полезной нагрузки, в то время как Mavic-2 — всего 700 граммов. Что касается скорости, они могут летать до 200 километров в час. Это делает их неуязвимыми для стрелкового оружия. При высоком навыке оператора этим беспилотником можно подниматься по лестницам, залетать в форточки и блиндажи, повторять рельеф местности. Обычный дрон сбрасывает боеприпас просто сверху вниз. А FPV-дрон может проникать вглубь контролируемой противником территории, притом в условиях, когда тот уже укрылся.
Однако операторов для такой техники надо серьезно тренировать. Если дроны коммерческого назначения обладают сенсорами и датчиками, программным обеспечением, которое позволяет удерживать БЛА в неподвижном состоянии без участия человека, то FPV-дроном нужно постоянно управлять. Он не может зависнуть в воздухе, ему надо быть в движении. Сейчас в Украине делают упор на такие аппараты. К слову, мы недавно разработали для подобных целей VR-тренажер. На нем можно оттачивать не только навыки управления беспилотником, но и укрепить вестибулярный аппарат. Пилот, надев VR-очки, рулит виртуальным аппаратом точно так же, как реальным.
FPV-дроны и доработанный Mavic-2 с устройством для несения груза.
— Пока этот тренажер только у вас в части?
— Да. За последний год мы разработали три приложения. Это последнее. Помимо него, у нас есть и другие: по управлению квадрокоптерами и обнаружению целей на поле боя. Это необходимо для тренировки тактического зрения у оператора, чтобы он мог распознать замаскированные объекты, различить их на фоне снега, определить контуры танка, другой техники. На сегодня мы все это тестируем, дальше будем поставлять в воинские части, чтобы операторы оттачивали навыки.
Опытный образец проходит тестирование
— Какие методы противодействия этим летающим роботам наиболее эффективны?— На территории Украины активно используется стрелковое оружие. Против маленьких аппаратов эффективное средство — РЭБ. Во время боевых действий лучше всего уничтожить оператора, так как на подготовку нового уйдет время.
На сегодня перед нами стоит задача разграничить БЛА по способам их поражения, то есть определить, какие беспилотники устраняются только РЭБ, а какие — стрелковым оружием либо зенитными ракетами. У нас есть достаточно комплексов РЭБ, а также зенитно-ракетных, способных бороться с беспилотными летательными аппаратами.
Сейчас есть много комплексов противодействия. Но их основной недостаток — высокая стоимость. Поэтому перед нами стоит задача сделать бюджетное и эффективное устройство. Оно должно быть мобильным, нечувствительным к перепадам температур. В чем суть? Нужна техника, которая сможет обнаруживать в акустическом, оптическом и радиотехническом диапазоне БЛА, определять его направление движения и создавать радиотехнические помехи самостоятельно, без участия человека. У нас уже есть опытный образец, мы его тестируем. К маю следующего года должны выйти на финишную прямую.
Ограничение полетов
— Недавно вышел Указ № 297, устанавливающий новые правила эксплуатации беспилотников. Почему назрела необходимость принятия этого документа?— Мы видим, что у наших соседей периодически происходят атаки на центральные города России. Запускать их могут с территории как Украины, так и России. Провокации с использованием беспилотников случаются и у наших границ. Да и наши граждане для личных целей стали часто покупать БЛА. Из-за этого участились случаи проникновения дронов на военные и государственные объекты, полеты в запрещенных зонах. Поэтому в целях безопасности появилась необходимость более детально урегулировать полеты.
Искусственный интеллект в помощь
— К примеру, какие квадрокоптеры наименее уязвимы?— Наша лаборатория моделирования военных действий сейчас занимается разработкой такого БЛА. Ведь если посмотреть, беспилотник легко устраняется комплексами РЭБ. Поэтому необходимо сделать режим полета аппарата таким, чтобы управлять им при помощи радиосигналов стало невозможно. То есть он должен сам летать, сам определять цель, которую надо разведать, поразить. Здесь нам в помощь искусственный интеллект. В память дрона будет закладываться карта местности, и он сможет распознавать объекты и сличать изображение с картой. И таким образом самостоятельно определять, где он находится.