С летних — на зимние
Погода осенью бывает непредсказуемой, подморозить может и в октябре, а в декабре порой не по-зимнему тепло. Напомните, когда в нашей стране по закону нужно менять летнюю резину на зимнюю, чтобы не получить штраф от ГАИ?Ангелина АГЕЕВА, Могилев
Согласно Указу Президента № 483 и, соответственно, пункту 207–1 Правил дорожного движения, в Беларуси автомобили должны быть оборудованы зимними шинами с 1 декабря по 1 марта. Это касается всех машин с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны (включительно), легковых и грузопассажирских автомобилей с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов с общей массой до 5 тонн. За нарушение — штраф в размере 0,5 базовой величины.
Водители со стажем и сотрудники ГАИ настоятельно рекомендуют переходить с летних шин на зимние при понижении температуры атмосферного воздуха до отметки плюс 5—8 градусов. Как известно, летние покрышки при низких температурах твердеют и не могут обеспечить надежное сцепление с дорожным покрытием. При температуре атмосферного воздуха от плюс 20 до минус 7 градусов можно использовать всесезонные шины.
Ответственность за летние шины в зимние месяцы узаконена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). При этом в документе предусмотрены как послабления, когда наказание ограничивается предупреждением, так и отягчающие обстоятельства, за которые штраф в сравнении со стандартной величиной окажется кратным.
Основополагающая норма описана в ч. 2 ст. 18.11 КоАП: «Управление транспортным средством, имеющим неисправности, … влечет наложение штрафа в размере до одной базовой величины». Однако согласно ч. 1 ст. 8.3, вместо штрафа выносится письменное предупреждение — но только если водитель признал факт нарушения и за последний год у него не было административных взысканий за аналогичное нарушение. Послабление предусмотрено и в том случае, если водитель признается в вине и согласен уплатить штраф без протокола, — инспектор вместо полной базовой (40 рублей) выпишет половину (20 рублей).
Более жесткое наказание за резину не по сезону пре-дусматривает ч. 12 ст. 18.13 КоАП, где упоминается «нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки». Минимальный штраф в этом случае составит 5 базовых величин (200 рублей), а максимальный — 20 базовых (800 рублей). Госавтоинспекция также может лишить вас прав на срок до двух лет. Лишение прав на два года грозит и в случае, если автомобиль с покрышками не по сезону причинил кому-либо легкое телесное повреждение или повредил какое-либо имущество. Альтернативное наказание, согласно ч. 1 ст. 18.16, — штраф от двух базовых (80 рублей) до 30 (1200 рублей).
Вредная экономия
Что будет, если долго не менять антифриз?Светлана ТОБОЛЬСКАЯ, Жабинка
Содержать машину становится все дороже, цены на многие расходники растут, поэтому многие пытаются сэкономить на обслуживании. Но важно помнить, что излишняя бережливость может стоить очень дорого, отмечает автоэксперт Николай Коршуков.
На некоторых вещах он не рекомендует экономить, и прежде всего — на плановой замене антифриза. Машина, конечно, будет двигаться и со старой охлаждающей жидкостью, но такая «бережливость» точно причинит серьезный вред автомобилю. По словам эксперта, если срок замены охлаждающей жидкости подошел и вы планируете ездить дальше — обязательно залейте новый антифриз. В старой жидкости растет кислотность состава, ухудшается антикоррозионная защита. Последствия этого очевидны: перегрев, окисление металла, выход из строя термостата и насоса, возникновение кавитации, которая приводит к разрушению деталей двигателя.
Прокол — не прикол
Недавно наехал на арматуру и проткнул сбоку шину своего авто. Покрышка довольно новая — отбегала только один летний сезон. В шиномонтаже посоветовали заварить порез и ездить дальше, причем шину можно ставить как на переднюю часть машины, так и на заднюю. Но запаска у меня от другого производителя. Как бы вы поступили на моем месте?Иван БЕСКОРОВАЙНЫЙ, Скидель
По мнению автоэксперта Николая Коршукова, боковые повреждения автомобильных шин размером более 2—4 мм довольно опасны. Конечно, все зависит от финансовых возможностей автовладельца, но эксперт советует заменить пару колес, если не получается докупить одну шину.
Менее безопасно использовать такую «подлеченную» покрышку только на задней оси и то при условии, что вы ездите по ПДД. Однако на передней оси такую шину может эксплуатировать только очень рисковый человек. Кстати, после ремонта желательно установить покрышку так, чтобы дефект оказался на наружной стороне и его можно было видеть и контролировать.
savostenko@sb.by