Она занимается интернет–бизнесом, проводит обучающие сессии — как разбогатеть и стать счастливым. Ничего не имею против такого рода деятельности, тем более что иногда и некоторым помогает, а удобство такой работы сложно недооценить. Есть компьютер и полная свобода перемещений, в определенное время коуч выходит в интернет и читает лекцию, которая доступна по ссылке всем оплатившим. С точки зрения бизнеса все легально, человек зарегистрирован как ИП и платит налоги. Говорят, в скором времени все лучшие университеты будут предоставлять такие услуги, чтение курсов онлайн. В общем, дамочка, оторвавшись от рутины, стала путешествовать по миру и запела песню: «Как же здесь, за границей, все по–человечески. И аристократия есть, и высшее образованное общество, и Гарвард с Кембриджем, где так доступно излагают лучшие из лучших». Тоже ничего плохого, только люди почему–то не могут вот просто наслаждаться туризмом и на определенном этапе начинают противопоставлять, так эту даму вдруг понесло: «А вы там сидите в своем гетто...» Я прямо подпрыгнула от неожиданности, уточнила, оказалось, под этим словом она имела в виду все страны постсоветского пространства — и Россию, и Беларусь, и Украину. Мол, отгородились от мира стеной. У меня на столе лежит книга нашего дедушки о Минском гетто. Он сам пережил трагические события, потерял всю семью. Что потерял! Будучи четырнадцатилетним подростком, вырыл яму и похоронил мать и младшего брата. Переживая это, как свою собственную жизнь, я не могу позволить употреблять слово «гетто» вот так, из капризности. И почему надо противопоставлять?!
Некоторое время назад встретила в аэропорту приятеля, он сменил место жительства. И та же песня — как же там хорошо!
— А что ты там делаешь?
— Ну, пока обживаюсь.
То есть человек заработал здесь, где «все не так», деньги и поехал на них обживаться. О! С деньгами знаете, как хорошо ВЕЗДЕ. С ними ты всюду желанный, лучшие опции любого государства к твоим услугам. Только там ты как зарабатывать собираешься? Сохранишь свой статус белого человека или пойдешь мести двор восхитительной аристократии? К слову, дама–коуч, не являясь носителем и даже обладателем высокого уровня английского языка, работает на целевую аудиторию в славянском сегменте, на людей, место жительства которых так презирает. Но именно из этой географической области приходят к ней клиенты, а значит, и деньги.
Ох это желание восхищаться чужим укладом и презирать свое. И если уж говорить о плебействе, а именно так они и говорят о здешних нравах, то самое что ни на есть плебейство — это унижать свой народ, культуру и Родину. В разговорах и поступках. Однажды в Мадриде я познакомилась с аристократической парой. Мы вместе пили кофе в холле отеля «Ритц» после экскурсии по музею Прадо.
— О, вы из Беларуси — прекрасная страна!
— Я действительно люблю свою Родину и счастлива там.
— Да, да. Это правильно, я тоже очень люблю Испанию, любой уважающий себя человек имеет в душе понятие Родина и гордится своим происхождением.
В тот момент я поняла, что аристократизм и породистость начинаются как раз не с того, какой титул тебе вписали в родословную, а именно с базового понятия — кто ты и где твои корни. Именно поэтому многие достигшие успеха люди возвращаются туда, где жили их предки. Именно поэтому наши американские родственники уже не первый год приезжают в Беларусь и занимаются восстановлением исторических памятников, вешают на здания, где жили выдающиеся деятели культуры, науки и искусства, мемориальные доски. За свои деньги. К моему стыду, наши далекие родственники, живущие в Майами и Сан–Франциско, рассказывают подробности о событиях белорусской истории мне, живущей здесь и, если честно, тоже не очень глубоко знающей историю своей страны.
И когда я спрашиваю у дочери, которая учит немецкий язык в школе, готова ли она уехать учиться в Германию, то с удивлением слышу возмущение и ответ:
— Нет! Зачем еще?!
Абсолютно искренне, потому что здесь мы и есть та самая интеллигенция, элита, и нам есть чем гордиться. А там?
Многие мои приятели отучили своих детей в Швейцарии, Англии, Америке... Более половины выпускников престижных вузов вернулись домой, положили шапочки в секцию и пошли работать к папе в фирму, потому что там хорошую работу после вуза получить можно, если ты действительно гений или гражданин Швейцарии, Англии, Америки. Везде в первую очередь поддерживают своих и своими гордятся. А к человеку, который не ценит корней, и там будет соответствующее отношение. Закончатся деньги, заработанные здесь, и начнется проживание, которое не стоит путать с туризмом.
Т.С.