Минута — и моя «Маркиза» оказалась метрах в десяти от воды, оставалось привязать ее к дереву и накрыть прочным целлофаном. Этим я и занялся, после того как поблагодарил мужчину по имени Артур за помощь.
коллаж юлии костиковой
За вечерним чаем я попросил соседа Павла рассказать мне о незнакомце, который оказал мне помощь в эвакуации лодки.
— Так он для тебя, Иванович, незнакомец, потому что ты обычно уезжаешь из наших мест раньше, — сказал Павел. — В нынешнюю осень тебя щуки здесь задержали, вот и пересеклись вы с Артуром. Он каждый раз в эту пору приезжает навестить могилу своей беспутной матери. Наверное, и ты заметил это скромное захоронение на нашем погосте в самом углу. Мать его, Зинка, по дурости наложила на себя руки, потому и отвели ей такое место…
Павел замолчал, а я не торопил его продолжить рассказ. Оказывается, далеко не все я знаю о судьбах людей, проживавших и проживающих в этом отдаленном уголке. Похоже, и в этот день мне предстояло постигнуть еще одну неординарную историю из жизни моих новых земляков. Хорошо, что задержался. Павел прав, что именно щука вынудила меня отложить отъезд на зимнюю квартиру. За все лето я выловил всего лишь две не самые увесистые рыбы, и только за последнюю неделю мой личный счет перевалил за десяток. Как тут было не задержаться! Зато теперь холодильники всех моих соседей заполнены. Пусть зимой вспоминают меня, готовя из нее котлеты.
Сказала свое слово и погода. Не хотелось покидать это красивейшее место среди лесов и озер, где провожу все теплое время года. Пусть щука бастовала, но другая рыба, особенно карась и плотва, не давали скучать. Реже попадался линь, но это и неудивительно: для любого рыбака он считается удачей. А как радовали в лесу лисички! Что-то не припомню такой урожайный на них год…
Я попросил Павла продолжить рассказ и услышал необыкновенную историю.
Видимо, переусердствовал рыжий Трофим в воспитании Зинки, прибегая в том числе и к рукоприкладству. Дочь росла молчаливой и озлобленной. Когда отец погиб в лесу во время несчастного случая при заготовке дров, девчонка не слишком горевала. Однако и с матерью не торопилась наладить отношения, считая, что та тоже виновата, ведь она не останавливала отца во время побоев. С трудом одолев восемь классов, покатилась, как говорится, по наклонной. То в одной, то в другой компании замечали Зинку, употреблявшую алкоголь. Дальше — больше… Девушка не появлялась дома вначале по нескольку дней, а затем исчезала на неделю, а то и больше. В поселок доходили слухи, что Зинка садится в большегрузы, которых много ходило по этой трассе. Не один раз пыталась Жанна поговорить с дочерью по душам, но контакта так и не получилось.
В тот день, когда Жанна собиралась в райцентр, где свой юбилей праздновала ее сестра Полина, заметила, что с Зиной что-то происходит. Была она какой-то настороженной и казалась нездоровой. Мать решила еще раз попробовать поговорить, когда вернется из поездки. Увы, в доме было пусто. Видать, снова укатила непутевая дочь в свои сомнительные путешествия. Однако на этот раз ее ожидал другой удар. Женщина понесла в баню охапку дров и услышала странные звуки… Неужели плачет ребенок?
Хотя Зина и торопилась, но, пожалуй, рассчитала так: если новорожденное дитя будет еще живо, то мать выходит его, а если найдет мертвым, то не выдаст дочь правоохранительным органам, так как ее могут серьезно наказать.
Мальчонка оказался хоть и недоношенным, но крепким. Он явно не собирался покидать этот свет. Когда Полина через несколько дней заехала к Жанне и узнала о случившемся, сразу же решила забрать малыша себе, поскольку своих родить так и не смогла. Они с мужем назвали его Артуром.
Шли годы, и однажды беглая Зинка все же заявилась в родительский дом. Сама была за рулем иномарки, выглядела ухоженной, но какой-то измученной, опустошенной. Жанна растерялась, так как была совсем не готова к такой встрече. Разволновалась, и гипертонический криз не заставил себя ждать. «Скорая» увезла несчастную женщину в больницу.
Полина тоже узнала об объявившейся родной матери Артура и решила с ней серьезно поговорить. Не получилось… На большом дворе одиноко стояла машина, а вокруг была тишина. Никто не отзывался, а когда Полина наконец заглянула в баню, притаившуюся в дальнем конце усадьбы, увидела наложившую на себя руки племянницу.
В сумке у Зинаиды были все документы, поэтому проблем с похоронами не возникло. На это мрачное мероприятие отпустили из больницы Жанну. По некоторым прогнозам считалось, что похороны покончившей с собой женщины пройдут тихо, чуть ли не украдкой. Нет, пришло много людей. Думается, главным образом для того, чтобы поддержать односельчанку Жанну. История эта запала в души земляков своим трагичным финалом. И все же было в ней одно здоровое зерно. Артур рос красивым и умным парнем. До него нет-нет да и доходили слухи о его биологической матери, покончившей с собой. Он, однако, не хотел в это верить: слишком тепло и уютно жилось ему в нынешней семье.
После рассказа Павла мне захотелось увидеть воочию женщину, которая столько пережила, спросить Жанну о том, как все воспринял внук, когда она сообщила ему о незнакомке в могиле на краю их сельского кладбища. А рассказать об этом теперь могла только она, поскольку Полина с мужем погибли в автомобильной катастрофе, когда ехали из Латвии, навестив Артура, вернувшегося из плавания.Я рассказал, как Артур помог мне вытащить лодку на берег и согласился выпить чаю с чабрецом.
Жанна развешивала на улице белье и удивилась моему визиту. Я не стал лукавить и придумывать повод для своего приезда, а прямо признался, что давно хотел познакомиться и пообщаться. Протянул хозяйке хутора пакет с крупным линем, чтобы она отнесла рыбу в холодильник, и улыбнулся от ее теплой реакции. Видать, давно никто не привозил женщине гостинцев.
— Я зря волновалась, когда решила рассказать ему всю правду о родной матери, — поделилась Жанна. — Он умничка, спокойно все выслушал и сказал только, что теперь будет приезжать чаще и приносить цветы на ее могилу. Так и поступает с тех пор…
Глянул в излучавшие теплый свет глаза пожилой селянки и подумал, как много испытаний вместил в себя этот свет. И как хорошо, что не тяжелый нрав и озлобленность матери, а доброту и ясность ума другой родственной души взял с собой в этот мир Артур.
Сидевшая напротив меня Жанна красиво улыбнулась и с гордостью произнесла:
— Сама я тоже еще не слабенькая. Сказала Артуру, что хочу дождаться его свадьбы и правнуков. Жизнь продолжается!
— Обязательно дождетесь, — ответил я и тепло попрощался с хозяйкой хутора.
Возвращаясь домой по лесной дороге, усеянной желтыми листьями, подумал, что осень не просто красивая пора. Она приходит еще и затем, чтобы мы могли остудить от летней поры наши головы и больше думали о том, чтобы добро вокруг нас всегда было сильнее зла. И никак иначе…